Урок милосердия. Урок милосердия Правила доброты

Тема Урока: Милосердие.

Цель: осмысление великого дара любви через рассмотрение добрых деяний.

1. Определить и понять глубинный смысл социокультурных категорий «милосердие», «сострадание», «равнодушие».

2.Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности до наших времен, работать над развитием навыков проявления милосердия и сострадания.

3. Формирование духовно-нравственных ценностей: потребности в доброжелательном отношении к окружающим; привить школьникам нравственные понятия милосердие, доброты души, искренности, человеколюбия в словах и делах.

Тип урока- изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: учебник «Истоки», карточки с заданиями для каждой группы, для ответов на вопросы - солнце, мультимедийный проектор,

Ход урока

Слайд 1.

    Настрой на работу.

Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в мир истоков. Я думаю, что наша совместная работа приведёт к успеху. Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел. Хорошего настроения, приятного общения.

И для начала урока давайте подарим друг другу улыбку. Садимся.

Закройте глаза и представьте себе, что перед вами улица, полна людей. Их так много и вы среди них. Одни из них спешат куда-то,другие идут не торопясь.А тут….

Слайд2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

(Иеромонах Роман.)

Какие чувства вы испытываете, видя таких людей?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

А что такое иной хлеб?

А как понять духовный хлеб?

Обосновывают свои чувства и чувства слепого.

Приводят свои примеры духовного хлеба

(Познавательные :

логические:

выбор обоснований и критериев для сравнения

3.Постановка учебной задачи. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»)

Слайд 3

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал

Слайд 4

О чем будет тема сегодняшнего урока?

О милосердии

Слайд 5

Милосердие.

Как образовано слова?

Что вы представили, почувствовали, услышали в нем?

4.создание проблемной ситуации.

Слайд 6

Подчеркните те слова, которые относятся к милосердию - Парная работа. Карточка №1

Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость добродушие, милостыня,ненависть, нежность

Что получилось, Проверим.

Попытаемся объяснить: Что такое милосердие?

Слайд 7-9

Милосердие отличительная черта русского человека.

Упавшему помоги встать, Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Ибо всякое доброе дело есть милосердие.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ

Слайд 10

Истоки милосердий начало берут с церквей. Сначала приюты и богодельни были только при церквях. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего»

И есть икона милосердии. Она называется Икона Божией матери «Милостивая»

Давай посмотрим видеофильм об этой иконе.

Слайд11

Просмотр видеофильма об «Иконе Божией Матери «Милостивой»

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Как рождается милосердия? Ответ ищите на странице 79.

Слайд12

6. Работа с учебником

Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»

Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

(дал денег на строительство ремесленной школы)

муз. пауза «Дорогою добра»

7 Проверка домашнего задания Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых.

Как вы понимаете слово династия?

Слайд 13

Чем занимались и какую промышленность они развивали в России?

Кто был основоположником рода Демидовых?

Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили?

Слайд14

Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью?

Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению)

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей –Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки. Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских. Династия Демидовых занималась благотворительной деятельностью на протяжении 300 лет!

А как мы можем участвовать в делах милосердии.

Милосердие включает в себя и благотворительность.

Слайд 15

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по зову души.

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна.

Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

Слайд 16

Движение «Сестра милосердия» получил отклик и в мирное время. Сестры милосердии ухаживают за больными и престарелыми.

Слайд17-18

А как мы можем участвовать в делах милосердия?

Вывод.

Слайд 20

8.Работа в группах . 2 задание.

Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Вывод. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Слайд 21

Карточка №3 Задание. Определи, в чем больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Обиженный

Прощение

Провинившийся

Доброе сердце

Целебный сок

Благотворитель

Утешение

Слайд 22 Проверка

Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием. Чтобы утвердить сказанное, давайте нарисуем руку помощи, пусть это будет символом нашего урока, и протянем тому, кто в этом нуждается.

10. Рефлексия . Итак, что значит быть милосердным? Отвечая на этот вопрос давайте составим правила милосердия.

Слайд 23

Составление правила милосердия.

Слайд24

Слайд 2 5

Домашнее задание.

И заканчивая сегодня наш урок я хочу протянуть руку помощи вам всем.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?»

Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на этот символ и подумайте – «А стоит ли?»

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро!

Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!

.Ресурсный круг

Что можно посоветовать младшим, воспитывая в них милосердие.

Познавательные: логические :

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятие, выведение следствии

общеучебные:

Постановка и решение проблемы;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные :

Планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные :

Умение работать в группе;

Учитывать разные мнения;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичное закрепление. Активное занятие. Работа в группа

6. Закрепление

7. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии «Истоки» 3 класс.

8. Самостоятельная работа

9.Практическая работа.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Совместное исполнение песни «Дорогою добра»

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

А ваши родители занимались благотворительностью?

Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты .

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на первом этаже. Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

    Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

    День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам.

По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.

Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.

До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.

Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, - может ослепнуть.

Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. И, конечно, все деньги, поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Читают и соединяют пары

Выполняют соответствующие задания, проверяем и доказываем

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам.

Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев

Рассматривают репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой»

Милость (по Ожегову) - доброе, человеколюбивое отношение

А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»

5.Работа в парах

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)

7.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

Как можно охарактеризовать поступок женщины?

Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?
Котята. (А. Щелыгин).

Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:

«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»

Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!

Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя…

И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.

Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда…

Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»


Почему родители решили оставить котят?
Персики. (Ушинский К. Д.)

Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.

Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.

Чей поступок был признан лучшим и почему?

Сестра милосердия. (Камкин А. В.)

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Помогла ли сестра милосердия умирающему?

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»

Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

дей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.

-​ А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью)

Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.

Урок : №1

Дата : 19.11.13

Тема : Пока живет в нас состраданье.

Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру и людям, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

    Способствовать формированию у ребят уважительного отношения к старшему поколению.

    Научить задумываться над своими поступками и поступками других людей по отношению к людям, нуждающимся в помощи со стороны.

    Обратить внимание и дать задуматься над такими привычными словами, как «милосердие» и «сострадание»: что они в себя включают и как часто им следуют в своей повседневной жизни сами учащиеся.

Оборудование : к плану-конспекту прилагается электронная презентация (на флэшке).

План:

1. Что значит быть добрым? Пожилые люди в нашей жизни и наше к ним отношение.

2. Набережночелнинский дом престарелых и инвалидов. История 101-летней Хиловой Ольги Харалампиевны, блокадницы, решившей покончить из-за голода со своей жизнью в наши дни.

3. Причина нашей жестокости? Обсуждение.

4. Тестирование при помощи электронной презентации «добрый ли ты человек?». Обсуждение результатов тестирования.

5. Примеры милосердного отношения к ближним в произведениях художественной литературы (Горький, Распутин, Платонов).

6. Грустная история жизни и смерти 46-летнего Селеткова Сергея. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток».

Учитель: Здравствуйте, ребята, 1 октября отмечался День пожилого человека. Потому разрешите начать сегодняшний наш урок с одного стихотворения, которое я написала к этой дате.

Подземный переход

Переход подземный у дороги –

Бабушка там старая стоит,

Курточка чуть дышит, босы ноги

И сама от холода дрожит.

Опершись в раздумьях вся на палку,

Смотрит, вспоминая, в никуда:

Может, кто зажжет потом лампадку,

В церкви поминая за глаза.

Лиц, не видя, губы шепчут молча:

Что-то все пытается сказать,

Только стыд мешает, в сердце корчась,

Не дает ей милостыню взять.

Тут девчонка скромная подходит,

По карманам шарясь, подает

Сто рублей на хлеб, но жизнь уходит

Старческой слезою на излет.

– Доченька, спасибо, дай Бог счастья!

– Не за что, бабуся, вы одна?

– Так уж получилось, все у власти

Старости, да будь она сама…

По дороге к свету вверх пошла,

А старушка дряхлая в подвале

Переходном телом приросла.

– Были, как же, детки, были, помню,

Умные, хорошие мои, –

Прошептала бабушка с любовью,

Мысли приоткрыв в судьбу свои, –

Доченька, красавица, сыночек,

Институт закончили в КамПИ,

Адрес их на карте – все сто точек,

Я уж и не знаю, где они.

Голову склонила – память плачет,

Что-то промелькнуло в голове:

– Выживу я, Господи, я справлюсь,

Только дай ты счастья им вполне!

Переход вонючий – ветер в ноги,

Бабушка там старая стоит,

Вспоминает юности тревоги

И детей своих благословит.

(22.09.13)

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о самом ценном, что есть в человеке:добром сердце и добрых поступках.Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. А как вы понимаете это слово?

Отвечают

Учитель: Добрым является тот человек, кто любит людей, помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильныхвеликодушными, а весь мир чище и ярче.Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. А ведь такие люди живут среди нас. Кого, из своего повседневного окружения, вы можете назвать добрым?

Отвечают

Учитель : Почему вы так считаете? Чем этот человек заслужил в ваших глазах такое высокое звание?

Отвечают

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.

Начнем мы свой рассказ с предистории. Скажите, кто из вас знает адрес Набережночелнинского дома-интерната для престарелых и инвалидов?

Отвечают

Учитель : Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов находится по адресу: Набережные Челны, 7-й комплекс (ГЭС), 17 / Казанский проспект, 10

Дом престарелых и инвалидов был открыт 14.06.1993 года на основании постановления № 797 Мэра города Набережные Челны в целях медико-социальной защиты инвалидов и престарелых граждан, не имеющих близких родственников, обязанных по закону ухаживать за ними. В 2000 году интернат был переименован в «Республиканский геронтологический центр», а с 1 сентября 2007 года является автономным учреждением социального обслуживания.

А вот и сама история:

В Казани оставленная родственниками бабушка от голода хотела свести счеты с жизнью. По словам 101-летней Ольги Хиловой, ее родные приезжают только раз в месяц – в день пенсии. Целый день несчастная старушка просидела у калитки дома и звала на помощь.

– Я хотела повеситься, но табуретка упала, – в слезах рассказывает пожилая женщина. – Я брошенная совсем и никому не нужная.

До войны Ольга ХаралампиевнаХилОва жила в Ленинграде. Ее эвакуировали в Казань в дни блокады. В столице Татарстана она всю жизнь проработала на заводе, заслужив почетное звание ветерана тыла. Но, по признанию самой бабушки, сейчас ей жить намного тяжелее, чем в суровые дни войны. Бабушка, которая чуть не повесилась от голода, рассказала о визите певицы МакSим. Корреспондент навестил Ольгу Хилову и узнал, как живет старушка сейчас.

После публикации материала о 101-летней Ольге Хиловой, которая чуть не повесилась от голода в своем полуразвалившемся доме, редакцию завалили письмами и звонками с предложениями о помощи. Большинство читателей просили адрес пенсионерки, чтобы съездить к ней домой и привезти все самое необходимое.

Как оказалось, из всех желающих помочь осталась лишь одна учительница. Она навещает Ольгу Харлампиевну каждое утро – приносит еду и помогает бабушке по хозяйству. Причем делает все это совершенно бесплатно. В минувшие выходные пенсионерку навестила певица МакSим, которая, узнав о проблеме бабушки, решила помочь. Известная уроженка Казани привезла с собой журналистов, чтобы привлечь внимание общественности.По словам Ольги Хиловой, МакSим предложила ей поехать прямо в тот же вечер на машине в Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

– Я как только услышала это – сразу в слезы, – рассказала Ольга ХилОва порталу. – Все мои знакомые, которых устраивали в эти дома, спустя несколько дней умирали там.

Однажды Ольга Харалампиевна уже отправляла заявление в отдел соцзащиты, чтобы ее приняли в интернат. Но приехавшая к ней сотрудница сделала все, чтобы переубедить бабушку. Она рассказала об ужасных условиях, в которых содержат стариков, когда те спят вчетвером на 1,5-спальной кровати, а хоронят их в целлофановых пакетах. Так передала слова соцработника бабушка. Поэтому ей страшно покидать родной дом и от предложения певицы она отказалась.

– Я не хочу, чтобы меня повезли убивать, лучше я в собственной постели умру, и меня нормально похоронят, – признается бабушка.

Однако, дом, в котором проживает женщина, находится в очень ветхом состоянии. В доме – сквозняк, холодный пол, нет воды. Бабушка признается, что использует стекающую с крыши воду, чтобы попить чай. Она потеряла зрение четыре года назад и не в состоянии сходить на колонку. Становится ясно, что жить в таких условиях человеку в столь почтенном возрасте просто невыносимо.

– Смотрела видеорепортаж, аж слезы на глазах были. Люди, куда мир катится? Те, которые воевали за нас, за страну, за свободу, теряли своих сыновей, братьев, мужей, за то, чтобы мы с вами жили лучше, чем они. Столько горя пережили, но не сдались, не сломались, выстояли. А тут в мирное время и в петлю от голода… А ведь их почти не осталось, – так прокомментировал эту новость пользователь портала под ником tatka25rus.

Внимание на экран: (демонстрация видео)

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете: чего же не смогла вынести бабушка?

Отвечают

– Как вы оцениваете поступок ее собственной дочери?

Отвечают

– Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?

Отвечают

Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления. Давайте их сейчас все вместе рассмотрим:

Наш мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости. Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.

Все чаще наши сверстники втягиваются а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.

За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.

В Сараеве более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.(Сараево-столица Боснии и Герцеговины)

В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.(Ангола-государство в Центральной Африке)

В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.(Небольшое государство в Восточной Африке.)

Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?

Отвечают

Учитель: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать. И, так, одну из причин мы выделили. Это война.

Вторая – влияние телевидения.

Третья – может идти из семьи.

Виновно так же неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.

Я думаю основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя.

Сейчас я предложу вам немного подумать и пройти небольшой тест.

1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?

– да – 1

– нет – 0

2. Товарищ (подруга) рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему понять, что тебя это мало интересует, даже если это так?

– да – 0

– нет – 1

3. Если твой партнер плохо играет в шашки или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

– да – 1

– нет – 0

4. Часто ли ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?

– да – 1

– нет – 0

5. Любишь ли ты злые шуточки?

– да – 0

– нет – 1

6. Ты злопамятен?

– да – 0

– нет – 1

7. Сможешь ли ты терпеливо выслушивать даже то, что тебя совершенно не интересует?

– да – 1

– нет – 0

8. Умеешь ли ты на практике применить свои способности?

– да – 0

– нет – 1

9. Бросишь ли игру, если начинаешь проигрывать?

– да – 0

– нет – 1

10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты слушать аргументы друга?

– да – 0

– нет – 1

11. Ты охотно выполняешь просьбы?

– да – 1

– нет – 0

12. Станешь ли ты подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

– да – 0

– нет – 1

Проходят тестирование, подсчитывают баллы:

Результаты теста:

Больше 8 баллов. – Ты вежлив и любезен, нравишься окружающим, умеешь обращаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Ты стараешься иметь хорошие отношения со всеми, но ведь всем не угодишь, да и на пользу это тебе не пойдет.

От 4 до 8 баллов. – Ну, что же, твоя доброта – вопрос случая. Добр ты далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готов на все, но с теми, кто тебе не нравиться, ты любезничать не намерен. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 баллов. – Общение с тобой, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких тебе людей. Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести?

Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиознейший пример милосердия, человеколюбия!

– У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы.

– В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием .

– У А. Платонова есть необыкновенный герой – Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача.

Ребята, а как вы понимаете слово милосердие? Какой человек может называться милосердным?

Отвечают

Учитель: Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

– Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

А как часто мы бываем милосердны к людям?

Отвечают

Учитель: На наших улицах все чаще можно встретить людей, без определенного места жительства, т. е. бомжей. Какая у нас бывает самая первая реакция, когда мы их видим?

Отвечают

Учитель : Но ведь они тоже люди, просто оступились, просто так сложилась их жизнь. Послушайте еще одну небольшую историю:

В газету Вечерние Челны обратился мужчина, который сообщил, что возле их дома 25/16 на бетоне, возле пакетов с мусором, лежит бездомный и замерзает. До этого бомж около недели пролежал в их подъезде. Жители дома пытались пристроить бедолагу, но у них ничего не вышло. Полиция его не принимала, равно как и служба скорой помощи. Бомж плохо держался на ногах не потому, что был пьян, а потому что долгое время голодал.

Корреспонденту Вечерки бездомный мужчина рассказал, что зовут его Сергей Селетков, ему 46 лет. Когда-то он работал машинистом, была семья, есть два сына. Еще год назад он проживал в трехкомнатной квартире с матерью и двумя сестрами. Много пил, не платил за себя квартплату. Родственники попросили выписаться, чтобы было не так дорого оплачивать коммунальные услуги. Он согласился и оказался на улице. Мужчина на отрез отказался называть адрес, дабы не обременять близких. Корреспонденты взяли жизнь этого человека на заметку, пытаясь пристроить его в Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток» но, слишком поздно: недавно Сергей скончался.

К сожалению, сегодня проще пристроить котенка в добрые руки, чем помочь человеку, – так считают жители того подъезда, – не по-человечески закрывать глаза на то, как на улицах города в холода гибнут люди.

«Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Перекресток» расположен по адресу: г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский д. 29а. На 11.10.2013г. в Центре всего проживает 50 человек. Из них мужчин 45 человека, женщин- 5 человек. В отделении первичного приема и санитарной обработки – 14 человек, отделении социально – трудовой реабилитации и адаптации – 36 человек. Из них: пенсионеров по возрасту – 5 человек, инвалидов – 3 человека, освободившихся из мест лишения свободы- 3 человека.

Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.

Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Куантаева Аэлита
Конспект урока в 8 классе «Милосердие»

Конспект урока в 8 классе по теме

«Милосердие »

Цель :

Раскрыть содержание понятий : милосердие и благотворительность;

Способствовать воспитанию доброты и милосердия , нравственных качеств; выявлению правильного представления о добре и добрых делах;

Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок» ;

Формировать развитию у детей чувства умения правильно оценивать свои поступки;

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Задачи :

Помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие , одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

Способствовать развитию нравственного самопознания;

Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование : презентация, компьютер, мультимедийный проектор, наглядности.

Ход открытого занятия:

- (Слайд1) Прочтите эпиграф к нашему мероприятию.

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием .

Фома Кемпийский.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Милосердными называют тех людей , которые сострадательно относятся к людям, имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

- (Слайд2) Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время – о милосердии ,

тема нашего занятия «Милосердие » .

И сегодня мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия , понять, к кому нужно проявлять милосердие , как нужно относиться к людям, как можно помочь нуждающимся и составим благотворительный проект.

Основной этап занятия :

(Слайд3) Милосердие и сострадание по определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

Как вы понимаете это слово? (МИЛ-милость , помиловать , СЕРД- сердце болит, душа болит, человеколюбие)

(Слайд4) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

милосердия

Какие чувства вы испытывали?

Ребята, с какими словами у вас ассоциируется это слово «милосердие » ?

(доброта, человеколюбие, помощь, жалость, терпение, забота, поддержка, сострадание, сочувствие, уважение.)

Почему вы называете это слово, с чем вы его связываете?

(Слайд5) Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.

Работа с карточками.

Давайте подберем к этим словам определения. На доске висят слова, к ним нужно найти определения. Карточки с определениями лежат на столе.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием!

Что общего в этих словах? (Все эти слова проявления милосердия )

А в вашей жизни были случаи проявления милосердия ? Расскажите о них. (ухаживать за больными, ухаж. за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь)

Чтение стихотворения.

Музыка 1Ученик читает стихотворение :

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

– Люди всегда славились такими качествами души, как милосердие и сострадание . Обратите внимание на слово «со-страдание» . Объясните его. (Это совместное страдание, когда страдают все, т. е. делят беду пополам).

– Как вы считаете, беда станет меньше, если её разделить с другими? (Ответы) .

– Сформулируйте, какого человека можно назвать сострадательным (Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту пожалеет, скажет ласковое слово и посочувствует другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь).

Пример милосердия .

А вы знаете что такое притча? (в притче собрана вся народная мудрость) . Послушайте притчу и скажите, как проявляется милосердие ?

(Видео «Притча о блудном сыне» )

“Притча о блудном сыне”.

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу : “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал :

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему : отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал : “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам : “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил : “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка. Отец же сказал ему : "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

Какой нравственный урок даёт эта притча ?

Отец был ли милосердный к своему сыну ?

Почему обиделся старший сын?

Правильно ли поступил отец что принял сына обратно?

Почему отец сказал «Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив» ?

Какое из названых вами определений проявляется в притчи?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на не правильный путь. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие , сострадание.)

Какое из названных вами определений проявляется в притче?

-(Музыка2) Что чаще всего делают милосердные люди ?

(делают добро и занимаются благотворительностью.)

(Слайд6) Каждый год в нашем детском доме проходит «День благодарения» , где люди оказывают помощь детям, а в знак благодарности проводится концерт.

Что такое благотворительность?

(БЛАГО+ТВОРИТЬ. Творить БЛАГО (добро) - нести добро людям во благо их)

(Слайд7) Благотворительность-оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.

Чтобы заниматься благотворительностью, необходимо быть богатым.

Каким может быть богатство (Материальным и духовным (честность, чуткость, доброта, стремления, знания.)

Что значит быть духовно богатым? (сосредотачиваться не только на своих интересах, но и обращать внимание на потребности окружающих тебя людей, стремиться помочь им, быть милосердным ).

1)С давних времен на Руси соблюдали «закон десятины» . Наши предки знали-десятую часть своего дохода надо отдать нуждающимся. Если ничего не даешь, то ничего не получаешь взамен.

2) При монастырях и церквях появлялись бесплатные приюты, больницы для нищих. 3)Накануне больших праздников русские цари рано утром делали тайные выходы и из собственных рук раздавали милостыню .

4)Помогать материально- это самый простой вид помощи. Человек просто расстается с некоторой, не очень значительной для него суммой денег, и всё.

5) Очень важно отдавать деньги, любовь, заботу, внимание легко, не жалея о подарке. –Как вы думаете, почему (Очень важно найти грань, так называемый баланс между отдачей и получением. Человек просто расстается с некоторой, не очень значимой для него суммой денег, нежели проявить уважение и милость .).

Благотворительностью часто занимались и занимаются ВОЛОНТЕРЫ- это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» .

Каждый из нас либо словом, либо делом может сеять семена милосердия и сострадания . А урожай будет. По закону сеяния и жатвы, что посеешь, то и пожнёшь. Милосердию можно научиться . Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным.

Работа с пословицами

Ребята, соедините начало и конец пословиц :

Не хвались серебром,/ а хвались добром

На свете не без/добрых людей

Жизнь дана /на добрые дела

С миру по нитке/бедному рубашка

Не устоять худу/против добра

Злой плачет от зависти, /а добрый от радости

Только на добрых делах /мир держится

О чем были эти пословицы?

Какая пословица больше всего подходит к благотворительности?

Делают ли люди добро в наше время? Да, конечно. В наше время существуют благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

-(Слайд8) Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

Информационный блог

Ребята я давала вам задание найти современных спонсоров и благотворителей. Кого вы знаете?

Сообщение детей «Современные спонсоры и благотворители»

(Слайд9) Анжелино Джоли

(Слайд10) Чулпан Хаматова

(Слайд11) Аружан Саин

(Слайд12) Егор Бероев и Ксения Алферова

(Слайд13) Элтон Джон

(Слайд14) Гоша Куценка

(Слайд15) Леонардо Ди Каприо

(Слайд16) Дэвит Бэкхом

(Слайд17) Мария Миронова, Игорь Верник и Евгений Миронов

Интерактивная беседа

В наше время существуют различные благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

Как вы думаете, ребята, что заставляет этих людей тратить свои деньги на благотворительность (ответы детей) - Милосердие , сострадание и благотворительность- это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца. Когда ты помог ближнему, ты умножил количество добра в мире, принес добро самому себе и твоя душа стала светлее.

Воспитанник :

В жизни можно по-разному жить

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости

А можно раз на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Голой рукой солнце достать

И подарить его людям!

(берет солнце и клеет его на доску)

Запишите на солнечных лучиках, кому и какую помощь вы могли бы оказать.

Помощь пожилым, сиротам, инвалидам

Сбор средств для детдома

Помощь бездомным животным, птицам

Сбор одежды для пострадавших от стихийных бедствий и т. д.

Давайте подумаем, какой благотворительной деятельностью может каждый из вас заняться в будущем? Расскажите о своем проекте благотворительной деятельности которые вы подготовили.

1 - Что делаем? (тема проекта)

2 –Для чего? (цель проекта)

3 - Для кого?

4- Где сделаем?

5 - Как будем делать? (из чего) 6 - Что делать буду я? (анализ своей деятельности)

6 - Как я оцениваю свою деятельность.

Подведения итогов

- (Слайд18) Ребята, что больше всего запомнилось вам сегодня на занятии?

Ребята мы сегодня много говорили о милосердие , рассмотрели примеры, узнали про благотворительность. Ребята давайте в пишем в капельки, изображенные на доске, ценности, с которыми вы пойдете по жизни :хорошее настроение, любовь к людям, милосердие , сострадание, отзывчивость, доброжелательность, уважение.

Посмотрите какая картина-кластер получилась у нас .

Сегодня на занятии мы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и благотворительности. И каждый из вас для себя лично попытался взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.

Подведя итог нашему занятию, хотелось бы всем нам пожелать :

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,

Не забывай творить добро, пока живёшь!

Всё, с чистого листа, не перепишешь.

Со временем, ты это всё поймёшь.

Жизнь невозможно повторить сначала,

Ушедших близких тоже не вернуть.

И, как бы жизнь не била, не качала,

Пройди достойно этой жизни путь!

Люби людей, и будешь

ты любимым,

Всегда прощай, и будешь сам прощён,

Ведь жизни срок

летит неумолимо!

И, добрым словом будешь ты польщён! Идти

старайся в ногу вместе с веком,

Не спотыкайся, на ногах держись.

Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,

В круговороте, под

названием :"Жизнь"!

(Музыка2) Воспитанник :

Не замечая боль, не зная милосердия ,

не может человек быть Главным Существом.

Ведь для любви и к ближним сострадания

он был задуман Высшим Божеством.

Так будем же добрее мы друг к другу,

подарим ближнему и радость, и тепло.

И то, что отдадим соседу или другу,

вернется к нам. И принесет ДОБРО!























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
  • Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

  • Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.
  • Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
  • Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.

Технологии : технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.

Оборудование : компьютер, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.

Подготовительный этап:

1. Класс делится на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, толковые словари.

2. На интерактивной доске картинка с надписью “Твори добро”.

3. На стенде выставка фотографий “Наши добрые дела”.

Учитель . Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.

Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.

А теперь давайте прочитаем пословицы на слайде.

Слайд 6. На интерактивной доске пословицы о доброте:

1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

Чему они нас учат? (доброте, заботе,)

Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и догадайтесь, какая же тема сегодняшнего классного часа.

“Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые...Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.

Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.

Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей... А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: “Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно ” - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.

Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: “Слава богу, наконец-то, дошли!” Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: “Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор”, - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:

Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как это кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что “все в порядке”.

Конечно, конечно, “все в порядке”, - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..

Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите...

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.(Виль Казыханов)

Вопросы для обсуждения в группах:

Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?

Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.

Как можно назвать все это кратко?

Безжалостность, жестокость и т.д.

Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?

Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

О милосердности, доброжелательности в людях.

Тема нашего классного часа “Милосердие – это зеркало души человека” .

Учитель : Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.

(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)

Учитель : Приведите слова близкие по значению к слову “милосердие” (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм. Можно нарисовать такую схему.

Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)

Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Ответы 2 группы:

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьихнибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

Ответы 3 группы:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

Учитель : Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

(Каждое высказывание показывается на интерактивной доске по очередно.)

Карточка 1 . Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка 2 . Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Дети комментируют высказывания.

Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).

Дети комментируют высказывания.

Учитель : Отлично ребята! Спасибо!

А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.

Учитель : Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам выразить цветом свое отношение к понятию “милосердие ”.

(Дети в группах обсуждают цвет “милосердия” и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

  • “У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.”
  • “Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра”.
  • “Милосердие” - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель : “Милосердие – это активная доброта”, - говорит командир батальона, подполковник и Герой Российской Федерации Николай Николаевич Шевелёв.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу по площадке. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!

Ученик 1.

Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня...
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв...
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас...(слайд 15)
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л.Татьяничева)

Учитель :

На этом наш урок подошел к концу. Вы сегодня отлично поработали. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Ученик 2:

Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.

Ученик 3:

Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”

Ученик 4:

Мы желаем,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы:

  1. Богат Е. “Ничто человеческое”. - М.,1991
  2. ДжаФарми Т.М. “Что делает нас людьми.” - М.,1987
  3. Казыханов В. “Угрызение совести.”- М.,1999
  4. Казыханов. В. “Уроки нравственности.”- Издательство “Творчество”,1997
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Любое издание.
  6. Каспина В.А. “Чтобы вырос хороший человек.” - М.,1997
  7. Чепуров. А “Давайте поклоняться доброте.” - М., 2003
  8. Журнал “Воспитание школьников”-2006,№6.
  1. http://www.nns.ru
  2. http://lib.ru
  3. http://slovary.yandex.ru
  4. http://kolibry.cyberpalm.com
  5. http://www.edu.ru
  6. http://www.pedsovet.alledu.ru
  7. http://www.youtube.com/watch?v=gdCphWNn4AY