Что такое Бог? Понимание Бога в православии. Есть ли Бог? Доказательства существования Бога

Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.

Бог Отец - кто он?

О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум - Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась , Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:

  1. Саваоф – Господь Воинств, упоминается в Ветхом Завете и в псалмах.
  2. Яхве. Описывается в истории о Моисее.

Как выглядит Бог-Отец?

Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.

Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.

Как появился Бог-Отец?

Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:

  1. Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
  2. Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.

Бог-Отец в православии

В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.

Бог-Отец и Господь Иисус Христос

С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог - Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде и повелел людям слушаться Своего Сына.

Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:

  1. Все три Лица Бога имеют одинаковое Божеское достоинство, на равных. Так как Бог в Своем существе – един, то и свойства Божии присущи всем трем ипостасям.
  2. Различие только в том, что Бог-Отец ни от кого не исходит, а Сын Господа родился от Бога-Отца превечно, Дух Святой исходит от Бога-Отца.

С тех пор как человек стал разумным, он начал искать ответы на вопросы о том, кто создал все сущее, о смысле своей жизни, и не одинок ли он во Вселенной. Не найдя ответа, люди древности придумали богов, каждый из которых ведал своей частью бытия. Кто-то отвечал за создание Земли и Неба, кому-то подчинялись моря, кто-то был главным в подземном царстве.

По мере познания окружающего мира богов становилось все больше, но ответа на вопрос о смысле жизни люди так и не находили. Поэтому множество старых богов сменил один Бог-Отец.

До того как появилось христианство, люди несколько тысяч лет жили с верой в Творца, который создал все, что их окружает. Это не был единый бог, так как сознание людей древности не могло принять, что все сущее является творением одного создателя. Поэтому в каждой цивилизации, независимо от того, когда и на каком континенте она зарождалась, был Бог-Отец, у которого были помощники — его дети и внуки.

В те времена было принято очеловечивать богов, «награждая» их чертами характера, свойственного людям. Так было проще объяснить природные явления и события, происходившие в мире. Существенным отличием и явным преимуществом древней языческой веры было то, что бог проявляет себя в окружающей природе, в связи с чем ей поклонялись. В то время человек считал себя одним из многих творений, созданных богами. Во многих религиях существовал принцип присвоения земным ипостасям богов вида животных или птиц.

Например, в Древнем Египте Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а Ра — с головой сокола. В Индии богам давали образы животных, живущих в этой стране, например, Ганеша изображался в виде слона. Всем религиям древности была свойственна одна черта: независимо от количества богов и разности их имен они были созданы Творцом, стоящим над всеми, являющимся началом всего и не имеющим конца.

Понятие единого Бога

О том, что существует единый Бог-Отец, знали задолго до Рождества Христова. Например, в индийских «Упанишадах», созданных за 1500 лет до н. э., говорится о том, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана.

У народности йоруба, живущей в Западной Африке, в мифе о сотворении мира говорится, что вначале все было водным Хаосом, который Олорун превратил в Землю и Небеса, а на 5-й день создал людей, вылепив их из земли.

Если обратиться к истокам всех древних культур, то в каждой из них есть образ Бога-Отца, сотворившего все сущее вместе с человеком. Так что в этом понятии христианство ничего бы не дало нового миру, если бы не одно существенное отличие — Бог един, и нет кроме него других богов.

Упрочить это знание в умах людей, исповедовавших из поколения в поколение веру во множество богов, было делом сложным, возможно, поэтому в христианстве Творец имеет триединую ипостась: Бог-Отец, и Бог-Сын (его Слово), и Дух (сила его Уст).

«Отец есть предначинательная причина всего существующего» и «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — вся сила их» (Пс.32:6), — так утверждает христианская религия.

Религия

Религией называется форма мышления, основанная на вере в сверхъестественное, имеющая свод правил, определяющих норму поведения людей и свойственные ей обряды, помогающие осознанию мира.

Независимо от исторического периода и присущей ему религии существуют организации, объединяющие людей одной веры. В древности это были храмы со жрецами, в наше время — церкви со священниками.

Религия подразумевает наличие субъективно-личностного восприятия мира, то есть личной веры и объективно-общей, объединяющей людей одной веры в конфессии. Христианство — это религия, состоявшая из трех конфессий: православия, католицизма и протестантства.

Бог-Отец в христианстве, независимо от конфессии, — это единый творец всего сущего, Свет и Любовь, создавший людей по образу и подобию своему. Христианская религия открывает верующим знания о Боге едином, записанные в святых текстах. Представляет каждую конфессию его духовенство, а объединяющими организациями являются церкви и храмы.

История христианства до Рождества Христова

История этой религии тесно связана с иудейским народом, основоположником которого является избранник Бога — Авраам. Выбор пал именно на этого арамейца неспроста, так как он самостоятельно пришел к знанию о том, что идолы, которым поклонялось его окружение, никакого отношения к святости не имели.

Путем размышлений и наблюдений Авраам осознал, что существует истинный и единственный Бог-Отец, создавший все как на земле, так и на небе. Он нашел единомышленников, которые ушли за ним из Вавилона и стали избранным народом, получившим название исраэль. Таким образом, между Творцом и людьми был заключен вечный договор, нарушение которого влекло для иудеев наказание в виде гонений и скитаний.

Вера в Бога единого к I веку нашей эры была исключением, так как большинство народов того времени были язычниками. В иудейских святых книгах о сотворении мира говорилось о Слове, с помощью которого Творец все создал, и о том, что придет Мессия и спасет избранный народ от преследований.

История христианства с приходом Мессии

Зарождение христианства произошло в I веке н. э. в Палестине, которая в то время была под властью римлян. Еще одной связью с народом исраэля является воспитание, которое получил в детстве Иисус Христос. Он жил по законам Торы и соблюдал все иудейские праздники.

Согласно христианским святым писаниям, Иисус — это воплощение Слова Господнего в человеческом теле. Он был зачат непорочно, чтобы войти в мир людей без греха, и после этого через него явил себя Бог-Отец. Иисуса Христа называли единосущным сыном Божьим, пришедшим искупить человеческие грехи.

Самым важным догматом христианской церкви является посмертное воскрешение Христа и его последующее вознесение на небо.

Это предсказывали многочисленные иудейские пророки за много веков до рождения Мессии. Воскрешение Иисуса после смерти — это подтверждение обещания о жизни вечной и нетленности человеческой души, которое дал людям Бог-Отец. В христианстве у его сына в святых текстах множество имен:

  • Альфа и Омега — обозначает, что он был началом всего сущего и является его концом.
  • Свет мира — означает, что он являет собой тот же Свет, что исходит от его Отца.
  • Воскресение и жизнь, что следует понимать как спасение и жизнь вечная для тех, кто исповедует истинную веру.

Множество имен дано было Иисусу как пророками, так и его учениками и окружавшими его людьми. Все они соответствовали либо его деяниям, либо миссии, ради которой он оказался в человеческом теле.

Развитие христианства после казни Мессии

После того как был распят Иисус, его ученики и приверженцы стали распространять учение о нем вначале на территории Палестины, но по мере увеличения количества верующих ушли далеко за ее пределы.

Само понятие «христианин» стало применяться спустя 20 лет после смерти Мессии и пошло от жителей Антиохии, которые так называли последователей Христа. Большую роль в распространении учений Иисуса сыграл апостол Павел. Именно его проповеди привели многочисленных приверженцев в новую веру из языческих народов.

Если до V века н. э. деяния и учение апостолов и их учеников распространялось внутри границ Римской империи, то затем они пошли дальше — в германские, славянские и другие народы.

Молитва

Обращение к богам с просьбами — это ритуал, свойственный верующим во все времена и независимо от вероисповедания.

Одним из значимых деяний Христа при жизни было то, что он научил людей, как правильно молиться, и раскрыл тайну, что Творец триедин и представляет собой Отца, Сына и Духа Святого — суть Бога единого и неделимого. В силу ограниченности сознания люди, хотя и говорят о Боге едином, все-таки разделяют его на 3 отдельные личности, о чем говорят их молитвы. Есть такие, что обращены только к Богу-Отцу, есть к Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.

Молитва Богу-Отцу «Отче наш» звучит как просьба, направленная непосредственно к Создателю. Этим люди как бы выделили его первозданность и значимость в Троице. Однако даже проявляясь в трех лицах, Бог един, и это нужно осознать и принять.

Православие является единственной христианской конфессией, сохранившей веру и учение Христа неизмененными. Это касается и обращения к Творцу. Молитва Господу Богу-Отцу в православии говорит о Троице как единой его ипостаси: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, в Святой Троице Единому, славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи…».

Святой Дух

В Ветхом Завете понятие Духа Святого встречается нечасто, но отношение к нему совершенно разное. В иудаизме он считается «дыханием» Бога, а в христианстве — одной из его неделимых трех ипостасей. Благодаря ему Творец создал все сущее и общается с людьми.

Понятие о природе и происхождении Святого Духа было рассмотрено и принято на одном из соборов в IV веке, но еще задолго до этого Климент Римский (I век) объединил все 3 ипостаси в единое целое: «жив Бог, и жив Иисус Христос, и Дух Святой, вера и надежда избранных». Так Бог-Отец в христианстве официально обрел триединство.

Именно через него Создатель действует в человеке и в Храме, а в дни творения он активно принимал в них участие, помогая создавать миры видимые и невидимые: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Имена Бога

По мере того как язычество сменялось религией, прославляющей единого Бога, людей стало интересовать, как зовут Творца, чтобы иметь возможность обращаться к нему в молитве.

Исходя из информации, указанной в Библии, Бог лично назвал свое имя Моисею, который записал его на древнееврейском языке. Из-за того, что этот язык стал впоследствии мертвым, а в именах писали только согласные, то точно не известно, как именно произносится имя Творца.

Четыре согласные ЙХВХ обозначают имя Бога-Отца и являются глагольной формой ха-вах, означающей «становиться». В разных переводах Библии к этим согласным подставляются различные гласные, что дает совершенно разные значения.

В одних источниках он упоминается как Всемогущий, в других — Яхве, в третьих — Саваоф, а в четвертых — Иегова. Все имена обозначают Творца, создавшего все миры, но при этом имеют разное значение. Например, Саваоф означает «Господь Воинств», хотя тот не является богом войны.

Споры об имени Отца Небесного ведутся до сих пор, но большинство теологов и лингвистов склоняются к тому, что правильное произношение звучит как Яхве.

Яхве

Это название дословно означает «Господь», а также «быть». В некоторых источниках Яхве связывают с понятием «Бог Всемогущий».

В христианстве используют либо это имя, либо заменяют его на слово «Господь».

Бог в христианстве сегодня

Христос и Бог-Отец, а также Дух святой в современной христианской религии являются основой триединства неделимого Творца. Приверженцами этой веры являются более 2 миллиардов человек, что делает ее самой распространенной в мире.


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.612 Кто-то склонен считать, что у нас 3 Бога: Отец, Сын и Дух, единых в своих чувтсвах, действиях, любви к человеку... Кто-то считает что Бог Один, но един в трех лицах. И правильно ли считать, что у мусульман Аллах "однее", потому что "един в одном лице"?

Так все же, три Бога или один Бог? Сегодня кажется весь мир не имеет однозначного ответа на этот вопрос. Как ни скажи, всегда найдется тот, кто упрекнет. В конце концов, настоящую природу Бога человек никогда не сможет понять потому, что стоит гораздо ниже Его как в знании, так и в способностях познания. И во вселенной существуют такие формы природы, какие человеку и не снились.

Почему у евреев был "Один-Един" Бог? Только лишь в противовес языческому многобожию! Что значит "Один в трех Лицах"? Это один, играющий три роли одновременно (или поочередно)? Это что-то вроде "трехликого януса"? Или все же это три обособленные Личности, действующие совместно и однонаправленно, составляя из Себя одно Божество?

Я не знаю. И НИКТО не знает, как бы ни пытались люди утверждать и навязывать свои знания другим.

А что же знаю я? Не больше, чем об этом написано в Библии (всякие прочие человеческие мнения, пусть даже мнения богословов или отцов церкви - не в счет). А в Библии написано:

Иисус Христос и Отец - одно; - Иисус Христос - истинный и вечный Бог, в Котором обитала ВСЯ полнота божества телесно; - Есть Бог, у этого Бога есть Слово (Сын или же Иисус Христос), и это Слово само есть Бог, и это Слово вечно обитало и обитает "в недре" Бога; - Бог Библии - это ЕДИНЫЙ Бог(и) (мн.ч.). - Отец, Сын и Святой Дух - все названы Богом.

Трудно все это совместить? Мне тоже, но в этом истина. И Библия говорит, что нам открыто ДОСТАТОЧНО для понимания Бога (), и нам нельзя додумывать и придумывать что-либо еще сверх того, что нам Бог открыл (1Кор 4:6).

Если же кто-либо, зная все это, оказался не в состоянии в нужный момент подобрать нужные слова, чтобы выразить свою мысль, то нам следует это великодушно простить.

Однако, если кто-либо, зная все это, попытался домыслить, поправить написанное, дополнить своими представлениями или, хуже того "откровениями", то нам следует кротко и смиренно наставить такового. Если же он не примет наставления, тогда просто оставить его...

Да благословит Господь всех нас и да будем все едино, как Иисус Христос в Отце един! ().

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

Бог — Творец вселенной, Отец наш Небесный. Бог есть Чистейший Всесовершеннейший , выше и совершеннее Которого никого и ничего нет и быть не может.

Святость

Святость Божья () выражается в том, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла, неизменно пребывает в нравственной чистоте, действует на основании совершенных побуждений к Добру, одобряет в разумных созданиях то, что соответствует Его заповедям и закону и осуждает то, что противоречит Добру.

Благость

Благость Божья () есть такое существенное свойство, согласно которому Бог Сам в Себе - беспредельное Добро, желает и подаёт всем Своим творениям столько добра, сколько каждое может воспринять в соответствии с естественными и индивидуальными способностями.

Применительно к разным случаям и обстоятельствам благость Божия обозначается особыми наименованиями: щедрость, милость, прощение, освящение и т. д.

Праведность

Праведность Божья () состоит в том, что Бог и Сам всегда действует в рамках Добра, и требует от разумных созданий исполнения нравственного закона; не лицеприятно оценивает их мысли, намерения и поступки, воздаёт каждому по делам.

Свойства чувств (ощущений) Божьих

Любовь

Божественная любовь проявляется в вечной безграничной любви Лиц Пресвятой Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем творениям (даже ко грешникам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь (), способствует проявлению любви в тех из Своих созданий, которые обладают способностью любить.

Всеблаженство

Всеблаженство Божие состоит в том, что будучи беспредельным, всесовершенным, Бог не имеет ни в чём недостатка, никогда не испытывал и не испытывает ощущений внутренней неудовлетворенности; непрестанно пребывает в состоянии безграничной внутренней радости, счастья, довольства ().

Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это событие Божественных , пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного .

«В () Господь открывает Свое имя как «Сущий» – по-славянски «Сый». Вот как толкует значение этого имени свт. (цитата эта встречается в двух Словах свт. Григория, 38 и 45): «Сим именем именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». Из этих слов мы заключаем, что Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия.»
(Догматическое Богословие. Курс лекций)

«Помятуй о Боге, чтобы Он всегда памятовал о тебе».
св.

Бог наш бестелесный и невещественный, и потому Дух наичистейший. Так свидетельствует о Нем Святое Писание: «Бог есть Дух» (). Если Святое Писание приписывает члены тела, то не Ему собственно приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понимания нашего, поскольку мы не можем иначе понять Его действий, проявлений Его силы. Так, руки, Ему приписываемые, означают Его всемогущую силу, очи – всевидение Его, уши – слышание всего, так как от Него ни слово, ни дело, ни наше сердечное помышление не утаятся – как всех людей, так и всякого человека: что делал, говорил, мыслил, и с какой целью делал это, и что делает, говорит и мыслит, и с какой целью, и что будет делать, говорить, мыслить, и с какой целью все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все что хочет творит единым желанием и мановением. Не имеет очей, но все творящееся и в сокровенных местах, и в глубине сердца наблюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, голос, пение плохое и хорошее слышит.
Слово Божие являет нам Бога единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно веровать. Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам его, и потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его великим, и потому надо пред Ним смиряться. Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, слова и помышления наши, и потому надо ходить пред Ним со всяким страхом и осторожностью и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие являет Его преблагим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и сожалением. Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надо готовиться к суду Его.
святитель

Господи, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все, безмерный в свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть, Сущность предвечная, неведомая и Ангелам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим (), это мы и зовем Сущностью, ипостасью, вонпостасным именуя Того, Которого никто никогда не видел, Триипостасного Бога, единое безначальное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущностью или прославлять в Тебе три раздельных ипостаси? И каково соединение, кто это совершенно постигнет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него происходит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Господи, и Дух Твой, Дух же Господом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и называется Духом, то никто ни из Ангелов, ни из людей никогда не видел, не созерцал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выразить? Как дерзнуть назвать разделением или соединением, слиянием или смешением, или растворением? Как единое (назвать) тремя и триединым? Поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и славословит державу Твою, так как все в Тебе совершенно, непостижимо, неведомо и невыразимо для Твоих созданий. Ибо непостижимо уже бытие Твое, так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты (несозданно). Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего или Рождение Сына Твоего, Бога и Слова, или исхождение Божественного Духа Твоего? Чтобы и соединение Твое он познал и разделение постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал…
Но Ты Сам в Себе Самом существуешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познанный, как соестественными. Прочие же видят как бы лучи солнца, проникающие в дом, и то, если у них хорошее зрение,- солнца же этого совершенно не видят. Так видят очищенным умом свет Славы Твоей и озарения Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по существу и как Ты родил однажды или вечно рождаешь и не отделяешься от Рождаемого от Тебя, но Он весь в Тебе, все наполняющий Божеством? Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Сыне и имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа, всеведущего и все исполняющего, — как Бог по существу и Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя истекает. Ты – источник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уделяющий и Ангелам, и людям достойно, милосердно и человеколюбиво. Никто, никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несозданный. Ты сотворил все, и может ли сотворенное Тобою знать, как Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь? И как происходит от Тебя Твой Божественный Дух? И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды. Но источая – Ты не потерпел оскудения или умаления, ибо Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим, превыше всего, наполняющим Собою мир, видимый и мыслимый, и в то же время находишься вне видения и мышления. Боже мой, совершенно не допуская ни приращения, ни убавления, всегда пребывая недвижимым, проявлениями Своими – Ты в вечном движении. Ибо и Ты, Отец, непрестанно действуешь, и Сын Твой содействует спасению всех и Промыслом Своим усовершенствует, содержит, питает, животворит и возрождает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца творящим, так же и Сам творит, как сказал Он (