Тематическая неделя «Зима в лесу». Тематическая неделя "зимушка-зима" в средней группе Тематический план зимушка зима средняя группа

Тема недели:

«Здравствуй, Зимушка-Зима!».

С 30.11.15 по 4.12.15

Программное содержание:

1. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умений вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

2.Продолжение знакомства с зимними видами спорта.

3.Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой.

4.Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширение знаний о свойствах снега и льда.

НОД

ДАТА

ТЕМА

НОД

ДАТА

ТЕМА

Познавательное развитие (расш.круг)

дидактическая игра «Зимующие птицы

дидактическую игру «Определи время года».

Худ.эстетическое развитие (рисование)

«Морозные узоры» И.А.Лыкова стр 66

Физическое развитие

НОД№1 Л.И.Пензулаева стр.48

Познавательное развитие (ФЭМП)

НОД№1 И.А.Помораева, В.А. Позина стр28

Речевое развитие

«Таня не боится мороза» О.С.Ушакова стр 55

Физическое развитие

НОД№2 Л.И.Пензулаева стр.49

Худ.эстетическое развитие (лепка)

«Снегурочка танцует»

И.А.Лыкова стр 68

Физическое развитие (на улице)

НОД№3 Л.И.Пензулаева стр.49

Худ.эстетическое развитие (музыка)

По плану муз.рководителя

Тема: «Здравствуй Зимушка-Зима!» Выставка детских рисунков «Здравствуй, гостья Зима».

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика.

Беседа: «Зима».Познакомить со временем года - зимой. Знакомство со снегом, снежинкой, с зимними забавами. Учить любить родную природу. Замечать её красоту. (Наш Дом-Южный Урал)

Д/и «Что забыл нарисовать художник?».

Цель – правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа родительного падежа.

Дидактическая игра: «Цветные варежки».Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторике рук. Воспитывать интерес к игре.

Закреплять навыки умывания, способствовать выполнению навыка сознательно и с удовольствием выполнять правила умывания.

Д/и «Кукла Катя ждет гостей»

Материал: кукла, чайная посуда, салфетницы с салфетками, Угощение – предметы заместители.

.; - понаблюдать с детьми за красотой зимнего леса; за снегом в разную погоду

Блок: Здравствуй, зимушка-зима! Т ема недели : « Что подарит нам зима, чем она порадует? Начало зимы» Цель: расширять представления о характерных особенностях зимней природы; Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные

Познавательное развитие

Опыт: Тема: Где быстрее?

Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед).

Конструктивная деятельность: Тема: « Трамвай»

Конструирование по замыслу

(строительный материал)

Задача: дать детям представление о соотношении трех предметов по величине; учить строить трамвай в соответствии с образцом (вид сбоку).

Безопасность: Тема: «Чистота и здоровье».

Цели: закрепить представления о необходимости соблюдать правила гигиены.

Трудовая деятельность: побуждать оказывать помощь взрослым, приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Речевое развитие

При

Чт.рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Чт.стих..А. Фед «Мама, глянь-ка в окно…»

Чт.стих.Я. Аким «Первый снег»

Стих.А. Барто «Ёлка»

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Детское творчество:

Лепка: Тема: «Гуляем на участке»

Цель: Учить лепить фигуру человека в зимней одежде, передавать некоторые особенности. Рисование: Тема: « Снегурочка из леса к нам прейдет»

Цель: Вызвать интерес к сказочному герою, стремление передавать ее в рисунке, с использованием нежных, мягких цветов для передачи образов

Физическое развитие

Здоровье: . Тема: «Здоровая пища» .Цели: рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятием «здоровая пища » или « правильное питание».

Двигательная деятельность: Продолжать учить детей бегать и ходить в рассыпную. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади.

Создать условия для взаимодействия между детьми: выложить предметы-заместители, иллюстрации «Игры детей зимой». «Куклы гуляют зимой Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей: раскраски на зимнюю тематику, поделки из бумаги и картона.

Учить называть разное состояние погоды: солнечно, ветряно, пасмурно, морозно, подводить к пониманию, что любая зимняя погода – это данность природы (игра ТРИЗ «хорошо – плохо»)

Комплексно – тематическое планирование

в средней группе «Б» на декабрь 2015г.

Блок: Здравствуй, зимушка-зима!

Тема недели : « Дикие животные зимой»

Цель: Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

Познавательное развитие

Опыт: Стекло, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; опреде­лять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теп­лопроводность).

Конструктивная деятельность: Конструирование по образцу

(строительный материал)

Тема : «Преобразование трамвая в автобус для Гены»

Задача: учить создавать из строительных деталей простейшую мо­дель реального объекта - автобус в соответст­вии с образцом.

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность: «Ребенок и другие люди»

Цель: Рассказать детям о поведении с людьми, приходящими в дом.

Трудовая деятельность: Мотивировать детей на прогулке к лепке снеговика и других поделок из снега с последующей росписью гуашевыми красками по мотивам дымковских игрушек или по своему замыслу.

Речевое развитие

Чт.стих. З. Александрова «Птичья елка»

Счит. «Белый по белому…»

Рассказ Н. Носов «Заплатка»

Чт.сказки «Лиса и козел»,

«Как собака друга искала»

Художественное-эстетическое развитие

Детское творчество:

Аппликация: Тема: «Ежик под елочкой»

Цель: Научить обрезать соломинку заданной длины, закладывать детали по заданию, промокать работу салфеткой, работать аккуратно.

Рисование: Тема : «Лес». Цели: продолжать воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам и вызывать желание помогать им; учить рисовать лес по представлению.

Физическое развитие

Здоровье: Охрана жизни и здоровья»

Цели: Формировать первичные навыки на основе ситуационных моментов, учить делать вывод о здоровье.

Двигательная деятельность: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, не задевая их; формировать устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Создание условий для самостоятельной деятельности

Организовать игровую деятельность детей. Организовать игры в уголках: физического воспитания, ролевых игр. Выявить предпочтения детей при выборе игрушек, побуждать включать в игры пение знакомых песен. Разместить в книжном уголке выставку книг о зиме

Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин по сказке И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»

Комплексно – тематическое планирование в средней группе «Б» на декабрь 2015г.

Блок: К нам приходит Новый год!

Тема недели : « Ёлки и сосёнки»

Цели: Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение детей видеть в рисунке красоту природы. Вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и деревьями.

познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

Опыт: Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут со­греваться (трение, движение; сохранение тепла).

Конструктивная деятельность;. Конструирование по образцу

(Конструирование из бумаги)

Тема : «Гирлянды для новогоднего праздника»

Задача: учить детей анализировать образец «гирлянды», выделять в нем основные функциональные части, определять их назначение.

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность: Тема: «Катание на санках»

Цели: учить видеть и называть предметы и действия на картинках, находить причины следственные связи, подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений.

Трудовая деятельность: помочь воспитателю подмести дорожки, убрать на веранде игрушки, сгребание снега в определенное место.

Речевое развитие

Приобщение к художественной литературе:

В. Клименко «Кто важней всех на улице» А. Барто «Резиновая Зина» В. Драгунский «Что я люблю» Г. Скребицкий «Кто как зимует» А. Барто «К детям елочка пришла»

Художественное-эстетическое развитие

Лепка: Тема: «Отгадай и вылепи (заяц и белка)»Цель: Развивать у детей замысел, оживлять впечатление праздника, лепить животных по желанию

Рисование: Тема: «Ели»Цель: Учить рисовать наклоны, линии, учить рисовать хвою концом кисточки отрывистыми движениями

Физическое развитие

Двигательная деятельность: продолжать учить детей бегать и ходить в рассыпную с использованием всей площади зала. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади. Здоровье: Беседа «Урок здоровья»

Продолжать воспитывать опрятность, привычки следить за своим внешнем видом; Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

Создание условий для самостоятельной деятельность

Обеспечить условия - для самостоятельной работы детей в альбоме для детского художественного творчества «Зимняя сказка»; изготовления обложки для коллективного альбома «Зимнее окошко (Морозные узоры)»; для экспериментирования с красками. Мотивировать детей к совместному выполнению основы для коллективной композиции «Снежинки-сестрички»

Самостоятельная театрализованная игра «Снегурушка и лиса», «Зимовье»

Комплексно – тематическое планирование

В средней группе «Б» на декабрь 2015г.

Блок: К нам приходит Новый год!

Тема недели : « Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Цель: . Познакомить с новогодними традициями России и других стран. Рассказать об обычае украшения елки.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

Опыт:Металл, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхнос­ти, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, ме­таллический блеск). Конструктивная деятельность: Конструирование по условиям (из природного материала)

Тема «Птичка »

Задачи : учить изготовлять игрушки из природного материала,.

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность: Тема: «Болезни и первая помощь»

Цели: Продолжать формировать элементарные представления о здоровом образе жизни; Уточнить знания детей о работе

Речевое развитие

Приобщение к художественной литературе:

С. Михалков «Дядя Степа» С. Маршак «В театре для детей» О. Чусовитина «Самый лучший» Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» С. Маршак «Где обедал воробей!

Художественное-эстетическое развитие

Детское творчество: Рисование: Тема: «Маски и короны для игр»Цель вызвать желание нарисовать и подарить игрушкам маски и короны.

Тема: « Дедушка мороз спешит на елочку»

Цель: Создавать у детей радостное настроение в оживлении новогоднего праздника. Желание самому сделать елочные украшения для елки и подарить Дедушке морозу «Бусы» учить срезать углы в прямоугольник хи квадратах, для получения бусинок, наклеивать аккуратно, ровно по серединке.

Физическое развитие

Двигательная деятельность:

Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки; развивать глазомер и силу броска при метании на дальность, упражнять в прыжках.

«Здоровье: «Чистота – залог здоровья» Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды.

Создание условий для самостоятельной деятельности

Настольно-печатные игры: «Логика», «Части суток», паззлы и конструктор, коллективные строительные игры, «Что за чем?» - порядок времен года;

Конструирование из строительного материала «Устроим зоопарк».

Математические игры «Угадай фигуру», «Разложи на группы»


Календарное планирование средней группы на 2016 – 2017 год
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Образовательная деятельность в режимных моментах утро (групповая, подгрупповая) прогулка 2 половина дня Декабрь
3 неделя тема «Неделя экологии «Зимушка-зима. Зимние напевы»
1 2 3 4 5
Цели: поддерживать активный интерес детей к окружающей природе; познакомить с особенностями сезонных явлений природы, приспособлением растений и животных к зимним условиям; развивать эмоциональную отзывчивость в процессе общения с зимней природой; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы
19.12.2016
понедельник

1. Беседа по вопросам: «Какое сейчас время года? Зима – она какая?»
2.Беседа по вопросам: «Что происходит с рекой зимой? Какой лед?».
3.Упражнение «Назовите свойства льда» (по нему можно ходить, он прозрачный, от тепла тает)
4.Чтение стихов о новогоднем празднике, елке («Шутки-прибаутки» А.Прокофьева); рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова5.Индивидуальная работа с: _____________________________
Игра «Умные палочки»
1.Познание (социальный мир/экология)
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Источник: О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с.110
2.Физкультура

1.Наблюдение за снежинками через лупу .
Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
2.Координация речи с движением: упражнение «Снежная баба»
3.Дидактическая игра «Что умеют делать звери?» Цели: расширять знания о смысловом содержании слова; учить создавать самые разно-образные словесные сочетания.
4.Подвижная игра «Дети и волк».
5.Знакомство с приметами, чтение стихотворения Н. Садовского «Снежинка»
6.Индивидуальная работа с: _______________________
Пиктограмма «Снежинки» 2 блок:

Подвижные игры/Лего-конструирование
Занятие с учителем логопедом
1.Рассматривание маршрутной карты, зарисовок, сделанных детьми после похода по экологической тропе.
2.Беседа по вопросам: «Для кого зима бывает грустным временем года? Каково лесным жителям зимой? Как люди помогают животным в лесу?».
3.Рассматривание картинок с изображением диких животных.
4.Упражнения: «Чей след?», «Расскажите, как лесные жители готовились к зиме».
5.Физкультминутка под музыку «Зайка беленький сидит» . Игры с детей с пазлами «сложи картинку о зиме»
Игра «Домино»
Лепка больших и маленьких снежков, игры
со снежками.
Труд на участке: очищение дорожек от снега.
Музыкальная игра-импровизация «Узнай, кто я?».
(Дети изображают животных.)
20.12.2016
вторник
Прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
1.Беседа о зиме «Что бывает зимой?» (Стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)
Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях природы.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок» Ц: развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
3.Упражнение «Зима» (игра с водой, катание в ладошках кусочка льда)
4. Рассматривание картины Г. Нисского «Зима»
5.Индивидуальная работа с: _____________________________
Поручение детям протереть пыль с полок
6.Беседа по вопросам: «Зачем нужна подушка? Из чего сделана подушка?».
7.Чтение стихотворения «Перышки в подушке» (пер. с анг. Я. Райниса) 1. Развитие речи Тема: «Зимующие птицы»
Источник:
Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых в средней группе …
с.215
2. Музыка
(по плану муз.руководителя)
1. Наблюдение за красотой зимнего пейзажа
[Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. с.111]
Цель: развивать эстетическое восприятие
природных явлений.
2. Знакомство с приметами, чтение стихотворения С. Маршака «Зима»
3.Индивидуальная работа с: ____________________
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
4.Выкладывание палочками на снегу картины «Елка» с детьми.
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
2 блок:
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник, ужин
1.Безопасность
«Безопасность ребенка в быту»
Тема: Правила безопасности во время пожара
Беседы: «Огонь - друг или враг», «Чтобы не было беды».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», Е. Новичихин «Ноль - один», О. Иоселиани «Пожарная команда», загадывание загадок. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки.
Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения».
Дидактические игры: «Опасные предметы», «Можно – нельзя».
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях».
2.Театрализованная деятельность
Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Инсценировка фрагмента мультфильма «Кошкин дом»
Самостоятельные игры детей
с мозаикой.
Цель: развивать творчество
Труд на участке: уборка территории и дорожек от снега.
Игры со снегом
Продуктивная деятельность: рисование: «Пожар»
21.12.2016
среда Прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
1.Чтение рассказов, пословиц о зиме; заучивание стихотворений.
2.Беседа о снеге «Какой снег?» (белый, прозрачный, рассыпчатый, липкий).
3.Индивидуальная работа с: _____________________________
Игра «Придумай сам»
4.Упражнение «Лепим снежки» (скатывание кусочков ваты в комочки) .
5.Беседа по вопросам: «Зачем человеку зубы? Как надо ухаживать за зубами? Зачем?».
6.Практикум «Приемы чистки зубов».
1.Математическое и сенсорное развитие
Тема: «Зимующие птицы»
Источник:
Н.В. НищеваРазвитие мат-ких предст. у дошк-ов с ОНР с.82
2.Физкультура
(по плану инструктора по физ-ре)

1.Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом. [Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. с.113]
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить различать виды деревьев; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, характерные признаки.
2. Чтение стихотворения М. Дуди на «Деревья зимой»

Игра на координацию речи с движениями «По дорожке Настя шла»
4.Дидактическая игра «Закончи предложение».
5.Подвижная игра «Охотник и зайцы». Цель: развить координацию движений.
6.Физкультурное упражнение «Ходьба в колоне».
2 блок:
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник, ужин
1.Опыты и эксперименты
Тема: «Что звучит?»
Цели: Учить определять по издаваемому звуку предмет.
Материал: Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
2.Индивидуальная работа с: ______________________________
Беседа о зиме, ее признаках
3.Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.
4.Беседа на тему «Чем зима отличается от других времен года?»
5.Рисование кругов разной величины по пунктиру «Лепим снеговика».
6.Фонопедическое упражнение «Мороз»
Игра «Повар» . Цель: развивать терпение.
Игра «Живая скульптура» .
Цель: развивать умение выполнять как роль лидера, так и подчиненного, собранность.
Сюжетно-ролевая игра «Накормим зверей зимой».
22.12.2016
четверг Прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
1.Беседа о птицах по вопросам: «Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах? Зачем?».
2.Рассматривание альбома «Птицы»

Лепка на тему «Птичка»
4.Изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
5.Релаксация «Снежная перинка» .
6.Игра «Научим птичку, как надо умываться»
7.Беседа на тему: «С какой игрушкой вы любите засыпать?».
8.Чтение стихотворения Л. Самониной:
Спит малыш в своей кроватке
И посапывает сладко,
А на маленькой подушке
Рядом спят его игрушки
1.Изобразительная деятельность (рисование)
(по плану специалиста ДО)
2.Музыка
(по плану муз.руководителя)
1.Наблюдение за поведением птиц у кормушки [Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. с.115]
Цели: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц.
2. Дидактическая игра «Какое что бывает?»
3. Индивидуальная работа с: _____________________
Упражнение «Перепрыгни через снежный ком»
4.Лепка фигурок животных из снега.
Цель: развивать фантазию, творчество, интерес к лепке
2 блок:
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, подготовка к приему пищи, полдник, ужин
1.Беседа на тему «Что мы знаем о зиме?». Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимних явлениях природы.
2.Наблюдение за поведением птиц у кормушки .
3.Индивидуальная работа с: _______________________________
Игра «Что это за птица?»
4.Знакомство с поговорками и пословицами, загадывание загадок о птицах.
5.Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
6.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес, в гости к Зимушке-зиме».
Цель: Воспитывать интерес и любовь к живому миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Задачи:
1. Закрепить знания, о зимнем времени года, играх и забавах.
2. Развивать у детей двигательные качества и умения. Учить координировать свои движения.
3. Развивать у детей способности к фантазии и импровизации. Развивать умение выражать свои эмоции.
4. Вызывать положительные эмоции, создавать радостное настроение.
Конструирование «Лесной детский сад»
Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Цель: развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.
Труд на участке: пополнение кормушек кормом для птиц.
23.12.2016
пятница Прием детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство подготовка к завтраку, завтрак, деятельность после завтрака, подготовка к ООД
1.Беседа по вопросам: «Какое сейчас время года? Зима - она какая?».
2.Чтение стихов о новогоднем празднике, елке («Шутки-прибаутки» А. Прокофьева);
рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова
3.Игра «Будь внимателен!» .
Цель: учить действовать по сигналу, упражнять в беге.
4.Упражнение «Расскажи, как нужно вести себя за столом»
5.Показ приёмов подготовки материала к занятиям по лепке. Объяснение, напоминание.
6.Индивидуальная работа с: ___________________________
Обучение детей раздеванию в определенной последовательности, аккуратному складыванию своих вещей на стульчик
1.Изобразительная деятельность (лепка)
Тема: «Снегурочка танцует»

Ирина Амелькина
Комплексно-тематическое планирование по теме «Зима белоснежная». (Средняя группа)

Цель: формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)

Образовательная область «Физическая культура»

Задачи: - способствовать уверенному и активному выполнению основных элементов

техники основных движений

Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества

Формировать интерес к физическим упражнениям

Подвижные игры

«Два Мороза» №79, стр. 110

«Снежиночки - пушиночки» №2, стр. 133

«Снег кружится» №87, стр. 22

Народная игра

«Льдинки, ветер и мороз»

Игры малой подвижности

«Я мороза не боюсь» №83, стр. 35 кн. №2

«Найди Снегурочку»

«Собери снежки» №87, стр. 29

Игра-имитация «Мы не замерзнем на прогулке зимой» (Дети имитируют движения: чистят снег; катаются на лыжах, санках; играют в снежки; бегают по глубокому снегу

Спортивные упражнения

Катание на санках друг друга

Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельно

Бросание снежков в цель

Упражнения для развития физических качеств

Лежа на спине, быстрое поочередное поднимание и выпрямление ног, согнутых в коленях

«Мячики» - подскоки на месте по 2-3 серии по 20-35 с. каждая.

Наклоны вправо с прокатыванием мяча как можно дальше от себя (так же влево)

Лежа на животе, поднимание рук перед собой

Стоя на коленях спиной к стенке, прогибаться, доставая стенку

Образовательная область «Безопасность»

Задачи: обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе

Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных ситуациях

Беседа:

«Что может случиться, когда катаешься на санках? Кататься с горы на санках опасно или нет?

«Почему проезжую часть и тротуары посыпают в гололед песком?»

Не идется и не едется

Потому, что гололедица.

Но зато прекрасно падается,

Почему никто не радуется?

Ситуация: «Что может случиться, если языком или губами прикоснуться к металлической поверхности?

Образовательная область «Здоровье»

1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Беседа: «Можно ли зимой есть снег, облизывать сосульки? Почему?

(набрать снег в ведерко и взять в группу для наблюдения. Обратить внимание, что талая вода грязная, хотя снег кажется чистым) Вывод: снег в рот брать нельзя.

Чтение стих-ия Дружининой «Сосулька»

Когда я сосульку ел, было очень вкусно,

А потом я заболел, стало очень грустно

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Утренняя гимнастика (комплекс №9 «Мы – игрушки» №59, стр. 16-17)

Гимнастика для глаз «Самолет» № 3 (см. методуголок)

Массаж ушных раковин: (вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. (см. методуголок)

Пальчиковая «Мы во двор пошли гулять» №84, стр. 115 «Снеговик» (методуголок)

Бодрящая «А сегодня у зимы новоселье.» №61, стр. 71

Дыхательная «Снежинка» (ребенок подкидывает вверх снежинку, вырезанную из салфетки, и старается, дуя на нее, удержать ее в воздухе как можно дольше) Когда все снежинки упадут, выполняются упражнения, успокаивающие дыхание.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. «Белый мельник» (см. методуголок)

Психогимнастика: «Шарик» №27, стр. 34 «Спящий продавец», «Чебурашка», «Ванька-встанька» №59, стр. 9

Гимнастика для глаз: «Снежинки» (методуголок)

Гимнастика для стоп: «Как на тоненький ледок» (методуголок)

Пантомимическая: «Дед Мороз проспал в постели» №84, стр. 116

Физкультминутка: «Морозко» №84, стр. 171

Динамическая пауза: «Вьюга» №31, стр. 137

Упражнение для релаксации: звучит музыка релаксации на тему «Зима» Дети ловят на ладошки падающие снежинки, выполняют движения на слова стих-ия И. Сурикова «Зима» (нагулялись, замерзли, съежились, дрожим) №60, стр. 60

Упражнение на расслабление «Сосулька» (Методуголок)

3. Закаливающие мероприятия:

Контрастные воздушные ванны - после дневного сна, на физкультурных занятиях

Ходьба босиком - после сна, на занятии физкультурой в зале

Облегченная одежда детей - в течение дня

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой - в течение дня

4. Воспитание культурно-гигиенических навыков

Развивать умения самостоятельно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования)

Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения

Учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

Формировать доступные возрасту представления об охране своего здоровья (нельзя садиться за стол с грязными руками, нельзя есть немытые овощи и фрукты. Есть много сладкого)

Д/игра: «Что нужно кукле?» - закреплять культурно-гигиенические навыки

Образовательная область «Социализация»

Тема: «Чудесные снежинки»

Прогр. задачи:

Закреплять знания детей о временах года,

Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой,

Закреплять умение отвечать на вопросы, ориентируясь на схему

В. Н. Волчкова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» стр. 183

Совместная деятельность:

Беседа: «Можно ли брать раздетых кукол на прогулку?» Почему? Как надо одевать кукол на зимнюю прогулку?

Ситуации: «С кем бы Снежной бабе подружиться?», «Какую погоду не любят санки», «Как снежинки хоровод водили», «Кто слепил Снеговика?», «Как мы на участке снежную гору построили», «Наш зимний двор».

Игра-эксперимент «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их.

Образовательная область «Труд»

1. Развитие трудовой деятельности

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться, одеваться по погоде

Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок

2. Хозяйственно-бытовой труд:

Приучать поддерживать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского сада;

Формировать умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать столовые приборы, хлебницы, тарелки, чашки, ставить салфетницы)

3. Труд в природе.

Приобщать детей к подкормке зимующих птиц

Окапывание снегом деревьев, кустарников

Самостоятельная поливка растений в уголке природы

4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и желание трудиться

Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному делу

5. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе

Формировать интерес к профессиям родителей

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере предметов обихода и истории игрушки.

Образовательная область «Познание»

Формирование элементарных математических представлений

НОД

Тема: «Знакомство с числом и цифрой 8»

Задачи: - познакомить с числом и цифрой 8, с количественным и порядковым счетом

Учить устанавливать соотношение между 5 предметами по ширине.

(Л. С. Метлина зан. №33. ч. 1)

Познакомить с палочками Кюизенера, выкладывать предметы по образцам

(З. Н. Михайлова, зан №13, ч. 2) - упражнение «Сделай снеговика» №84, стр. 169

Совместная деятельность:

«Соедини снежинки» (от самой большой до самой маленькой) №85, стр. 56

Формирование целостной картины мира.

Упражнение: «Что лишнее?» - выбрать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. №84, стр. 117

Д/и: «Найди отличия между снеговиками»

Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом (№87, стр. 21)

Ознакомление с природой

НОД

Тема: беседа: «Как живут растения зимой».

Цели: обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают)

Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения

Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей

(О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 101-103)

Совместная деятельность:

Беседа: «Что происходит в природе зимой?» № 61, стр. 69

Беседа: «За что ты любишь зиму? Какие игры можно придумать зимой?

Д/и: «Так бывает или нет?» №97, стр. 57

Упражнение: «Что бывает зимой?» №84, стр. 169

Упраж-ие: «Подбери признаки» Зима – какая, Снег – какой, Мороз – какой? № 86, стр. 76

Обшение: «Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого это плохо?»

Послушать скрип снега под ногами. Обсуждение стих-ия «Крылатые снежинки» №87, стр. 19

Загадывание загадок о зиме и зимних явлениях №79, стр. 22

Общение «Наш зимний участок»

Конструирование

Конструирование из ткани «Тряпичная кукла «Пеленашка» для с/р игры: «Дочки-матери» - научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным способом.

Упражнять детей в повязывании платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле» №102, стр. 94

Сооружение постройки «Дом игрушки» из строительного материала.

Образовательная область «Коммуникация»

НОД

Тема: составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Програм. задачи:

Связная речь: учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог; учить составлять описательный рассказ

Словарь: учить подбирать нужные по смыслу слова и согласовывать их с существительными, подбирать определения к словам: снег, зима, снежинки

ЗКР: продолжать учить интонационно, выразительно произносить слова в чистоговорке, артикуляция звука «Л»

(Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» кн. 1, стр. 88-90)

Совместная деятельность:

Беседа с детьми о времени года

Упражнение «Вьюга» - №84, стр. 114

Д/и: «Назови ласково» (снег-снежок, лед, сосулька, санки, горка, лопата)

Д/и: «Исправь ошибку», «Что не так?», «Подбери признак/действие» №85, стр. 54

Упр-ие: «Ответь на вопросы словосочетаниями» №89, стр. 28

Упражнять детей в составлении рассказа по мнемотаблице «Зима» №90, стр. 15

Рассматривание картины «На катке» художника И. Ф. Дукка № 91, стр. 7

Скороговорки №79, стр. 25

Загадки №60, стр. 60

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

НОД

Тема: заучивание стихотворения «Снег идет» М. Познанской

Програм. задачи: учить детей отвечать на вопросы,

Пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением

(Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» стр. 89)

Совместная деятельность:

Заучивание стихотворения по мнемотаблице «Я сосульку не сосу…Я ее домой несу» №90, стр. 54

Разучивание считалки «Зябнет нос, идет зима» №79, стр. 26

Чтение стих-ия Е. Трутневой «Первый снег», Я. Аким «Первый снег», И. Суриков «Зима»

Л. Толстой «Была зима»

З. Рождественская «Звездочка – малютка» №87, стр. 22

О. Высотская «Снежный кролик» №87, стр. 30

Образовательная область «Художественное творчество»

Лепка

НОД

Тема : «Снежная баба – франтиха»

Прогр. задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом,

Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей,

Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.

(И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 76)

Совместная деятельность:

Лепка снежной бабы на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу

Рассматривание наглядного материала

Комплексно-тематическое планирование по теме

«Зима»

( с 28.11- 16.12.2016 )

Цель: Формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период;

Задачи :

    Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.

    Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)

    Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу .

Итоговое мероприятие – выставка творчества детей и взрослых «Зимние картинки».

Дата проведения: 16.12.2016г.

Образовательная

область

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьёй и социальными партнерами по реализации

ООПДО

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Ознакомление с окружающим миром - 3

ФЭМП - 3

Развитие речи-3

Художественное

творчество-

6

Музыка-6

Физическая культура-8

- « Наступила зима»

- «Стайка снегирей на ветке рябины»

- «Зима, зимние узоры»

(КЗ,с166)

И.А.Помораева

В.В.Гербова

Чтение Р.Н.С. «Лисичка- сестричка и волк»

Чтение и заучивание стих. о зиме

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»

Т.С.Комарова

Рисование-3

- «Маленький гномик» с.46

- « Кто в каком домике живет,с.49

Снегурочка,стр.51

Аппликация-1

- «Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

Лепка-2

- «Слепи какие хочешь овощи и фрукты в подарок зверятам»

- «Девочка в зимней одежде»

Познавательное развитие:

- Рассматривание иллюстраций и картин: «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла», «Зима».

Рассматривание иллюстраций с птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток. Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

- Беседы: «Зимушка - зима», «Зима и дети», «Зимние виды спорта», «Зима в лесу», «Зимние праздники», «Новый год». «Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»

«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?), «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?»,«Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», « О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».

- ОБЖ

«Одежда и здоровье».

Просмотр презентаций

«Зима», «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта»,»Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».

Просмотр мультфильмов

«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».

Художественная литература:

- Чтение русских сказок: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Заюшкина избушка». «Морозко», «Снегурочка»

- Чтение и заучивание наизусть стихотворений: М.Родиной «Снежинки», В.Егорова «Снеговик», В.Орлова «Почему медведь спит зимой?». К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е.Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».

- Чтение рассказов по Ю.Козловой «Зима», «Праздник»; В.Бианки «Лес зимой». ,

- Фольклор (загадки, потешки на зимнюю тему)

Игровая деятельность:

- Дидактические игры: «Снеговик-почтальон», «Когда это бывает?», «Сложи снеговика», «Назови ласково». «Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».

Упражнения

«Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки», «Назови свойства льда», «Дорисуй», «Можно – нельзя», «Покажи Снегурочки как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».

Сюжетно ролевые игры

«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».

- Подвижные игры : «Через снежки по кругу», «Прокати снежный ком», «Попади в обруч (или ком)».

«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц».

Динамические паузы:

«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки», «Разминка», «Будем прыгать, и скакать!», «Прыгают зайчата», «Буратино» .

Дыхательная гимнастика

«Снежный ком» , «Филин», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Медвежонок», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Снеговик веселится», «Вырасти большой», «Подуем на».

Гимнастика для глаз

«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».

Пальчиковая гимнастика

«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».

- Зимние виды спорта : катание на ледянках с горы, хоккей.

Изодеятельность :

Рисование красками: «Снегурочка», «Снежинка», «Зайчики большие и маленькие»;

Лепка: «Снегурочка», «Снеговик»;

Аппликация: «Снеговичок», «Кустики в лесу».

Музыкальная деятельность:

Музыкальные произведения (слушание): «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы», «Дедушка», «Елка-елочка», «Песня конфеток», «Фантики», «Про Новый год».

Музыкальная игра: «Дед Мороз».

Наблюдения:

«Птицы зимой», «Деревья зимой», «Где зимуют почки?» «Какие они сугробы», «Участок нашей группы». «Наблюдение за снежинками», « Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за почвой в морозную погоду», «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника.

Опыты и эксперименты:

«Какой бывает снег?», «Снег – вода – лед», «Какой глубины сугроб?»

Игровая деятельность

Поместить в физкультурный уголок атрибуты для проведения подвижных игр и развлечений.

Внести для конструктивной деятельности конструктор «Лего», деревянный строитель, фигурки людей, деревьев.

Пополнить уголок по изо альбомными листами, подточить цветные карандаши.

Подобрать музыкальное сопровождение для проведения режимных моментов.

Внести для рассматривания иллюстрации по теме Зима

Пополнить книжный уголок иллюстрациями по по теме

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстраций, плаката «Зиа», Наборы сюжетных картин «Зимние забавы». Игры детей с природным материалом(шишки, жёлуди, камушки) бросовый материал, игры с бельевыми прищепками, геометрическими формами(классификация по цвету, форме, величине). «Пазлы», «Сложи картинку», настольно-печатные и развивающие игры.

Развитие речи

Рассматривание иллюстраций: «Зима», Что мы делаем зимой» картинки с изображением взрослых людей: «Что делают люди зимой».

Конструирование

Игры детей с различным строительным материалом: лего, напольный, настольный деревянный, магнитный конструктор. Постройки по замыслу детей. Конструктивные игры: со счётными палочками, выкладывание узора из макаронных изделий, «Сложи узор», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьёныша» и др.

Создать условия для с/р игры «К доктору на прием с простудой гриппом»: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью

Папка передвижка: «Зима», «Как встретить Новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех.

Памятка: «Безопасность в Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности».

Статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма), Изготовление поделок и рисунков на выставку «Новогоднее чудо».

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.