Административные районы китая. Административное деление Китая (КНР) Южная провинция китая

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ

В настоящее время в Китае принято трехступенчатое административное деление: провинция, уезд и волость. Страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости и поселки. Автономные районы (на уровне провинций), автономные округа (на уровне между автономными районами и уездами) и автономные уезды являются территориями национальной автономии.

Согласно положениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особые административные районы, являющиеся местными административными районами, непосредственно подчиняющимися Центральному правительству.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ

В настоящее время страна разделена на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и один специальный административный район.

(Эта часть статьи изъята по причине уже устаревших данных по численности населения административных образований Китая. Аналог материала - )

СТОЛИЦА КНР

Пекин — столица КНР. Это политический центр и одновременно центр культуры, науки, просвещения, важнейший транспортный узел страны. Уже 800 лет назад Пекин стал столичным городом китайского государства, в нем сохранились многочисленные памятники культуры. Круглый год не иссякает поток туристов к широко известной в мире Великой китайской стене на участке Бадалин, в крупнейший в мире и лучше всех сохранившийся древний архитектурный ансамбль Гугун (Запретный город), в бывшую императорскую загородную резиденцию — парк Ихэюань, к могилам с пышными мавзолеями 13 императоров династии Мин, в парк Тяньтань (храм Неба), где императоры династий Мин и Цин совершали обряд поклонения Небу и молились об обильном урожае. После образования КНР (1949 г.) благодаря крупномасштабному строительству в облике Пекина произошли огромные перемены, сегодня он превратился в привлекательный современный мегаполис, сохранив при этом облик древней столицы.

ОСОБЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН СЯНГАН

Район Сянган находится на морском побережье Юго-Восточого Китая, к востоку от устья реки Чжуцзян, и непосредственно граничит с городом Шэньчжэнем провинции Гуандун. В «его входят остров Сянган, полуостров Цзюлун и Новые территории, общая площадь 1095 кв. км. Этот район — исконная территория Китая. После опиумной войны в 1840 г. Сянган был захвачен Англией. В соответствии с Совместной 1скларяцией по вопросу о Сянгане, принятой Китаем и Великобританией 19 декабря 1984 г., 1 июля 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. Таким образом правительство Китая восстановило суверенитет над Сянганом, и долгожданное чаяние всего китайского народа о возвращении Сянгана в лоно Родины воплотилось в реальность. Одновременно с официальным созданием ОАР Сянган было начато проведение в жизнь «Основного закона КНР об ОАР Сянган», принятого 3-й сессией ВСНП 7-го созыва.

Право на высокую степень автономии. В отношении Сянгана Китайское правительство проводит курс, основанный на принципах: «одно государство — два строя», «Сянганом управляют сами сянганцы в условиях высокой степени автономии». Принцип «одно государство два строя» означает, что Китай является единым государством, во внутренних районах которою господствует социалистический строй, в Сянгане же сохраняются капиталистическая система и образ жизни, которые на протяжении 50 лет останутся без изменений. Принцип «Сянганом управляют сами сянганцы» означает, что Сянган управляется ею коренными жителями и Центральное правительство не должно направлять своих представителей в правительство ОАР. «Высокая степень автономии» означает, что кроме внешнеполитической деятельности и обороны, которые являются прерогативой Центральною правительства, ОАР Сянган обладает полной самостоятельностью в управлении своими делами, в том числе правом административного управления, нравом законодательной деятельности, независимыми юридическими правами и правом на окончательное судебное решение.

Право ОАР Сянган на высокую степень автономии характеризуется следующими особенностями: во-первых. Центральное правительство не вмешивается в дела, входящие в компетенцию ОАР Сянган; во-вторых, согласно положениям Основного закона правительство ОАР Сянган имеет право окончательного решения вопросов, входящих в сферу его компетенции, которые не требуют согласования с Центральным правительством; в-третьих, в рамках Основного закона правительство ОАР Сянган имеет право выбирать средства для реализации своих полномочий.

Политический строй. В ОАР Сянган действует политическая демократия. Важнейшими органами управления Сянгана являются: глава администрации, правительство. Законодательный совет и Суд последней инстанции. Кроме того, учреждается также Административный совет, помогающий главе администрации в принятии решений, отдел по борьбе с коррупцией и аудиторский отдел, которые функционируют независимо и ответственны перед главой администрации. В аппарате правительства ОАР Сянган, кроме административных подразделений, имеются политический, финансовый и юридический департаменты, а также управления, отделы и комиссии. Согласно установленным законами положениям и процедурам, глава администрации имеет право объявить о роспуске Законодательного совета; Законодательный совет имеет право вынести главе администрации импичмент; административный аппарат ответственен перед законодательным органом; глава администрации, административный аппарат и законодательный орган взаимодействуют между собой на основе принципа сдержек и противовесов, координируя совместную деятельность.

Глава администрации ОАР Сянган является верховным руководителем района и главой ею правительства, что обеспечивает ему широкие полномочия. Кандидатура на пост главы администрации ОАР Сянган выдвигается из числа местных жителей путем выборов или консультаций. Официальное назначение производится Центральным правительством. Срок полномочий главы администрации ОАР Сянган — 5 лет, допускается продление срока пребывания в указанной должности, по не более одного раза. Первым главой администрации ОАР Сянган был утвержден Тунг Чи Хва.

Экономический строй. В ОАР Сянган действует экономический либерализм, механизм которого реализуется через финансовые, кредитно-денежные, торговые, промышленно-коммерческие, земельные договоры и соглашения, а также в сферах авиационной и морской навигации. Так в соответствии с законом в Сянгане охраняется право личной собственности, финансовая автономия. Все финансовые доходы тратятся на его собственные нужды без каких бы то ни было отчислений в пользу Центрального правительства. Центральное правительство не вводит налогов в Сянгане. Здесь существует самостоятельный налоговый режим, проводится политика низких ставок налогообложения, самостоятельно разрабатываются законы, устанавливающие виды налогов, ставки налогообложения, налоговые льготы и другие правила для налоговой службы; поддерживается статус международного финансового центра, самостоятельно разрабатывающего кредитно-денежную политику, обеспечивающую свободу операций кредитных учреждений и кредитного рынка, отсутствует политика валютного контроля. Сянганский доллар является свободно конвертируемой валютой. Здесь по-прежнему функционируют валютный рынок, рынки золота, ценных бумаг, фьючерсных сделок, обеспечивается свободное обращение, ввоз и вывоз денежных средств. Сянган сохраняет статус свободного порта, проводит политику свободной торговли, обеспечивает свободное обращение товаров, нематериальных активов и капитала, сохраняет статус международного судоходного центра, может самостоятельно разрабатывать постановления о конкретных функциях и ответственности в области судоходства; поддерживает статус международного и регионального центра воздушных перевозок и принимает на себя обязательства, связанные с повседневным и техническим обслуживанием средств гражданской авиации.

Будучи самостоятельной таможенной зоной, ОАР Сянган может в качестве «Сянгана Китая» участвовать в ВТО и других международных организациях и торговых соглашениях.

Образование и культура. ОАР Сянган проводит самостоятельную политику в области образования, культуры, науки, техники и т. д. Учебные заведения в Сянгане сохраняют самостоятельность и свободу учебного процесса, могут, как и прежде, приглашать преподавателей и выбирать учебные пособия, изданные за пределами ОАР Сянган. Учащиеся пользуются правом свободного выбора учебного заведения и возможностью получать образование за пределами ОАР Сянган. Правительство ОАР Сянган не ограничивает свободу совести, не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций. Религиозные организации и верующие могут поддерживать и развивать связи с религиозными организациями и верующими в других странах и регионах. Религиозные организации могут, как и прежде, ведать духовными семинариями, другими учебными заведениями, больницами и благотворительными учреждениями. Общественные ассоциации ОАР Сянган, действующие в области образования, науки, техники, культуры, искусства, спорта, медицины и здравоохранения, могут поддерживать и развивать связи с соответствующими организациями других стран и районов мира и международными организациями, могут от имени «Сянгана Китая» принимать участие в различных соответствующих мероприятиях.

Административные, законодательные и судебные органы ОАР Сянган в своей деятельности помимо китайского языка могут использовать английский язык, который также является официальным языком ОАР Сянган. Флаг и герб ОАР Сянган. Наряду с Государственным флагом и Государственным гербом Китайской Народной Республики ОАР Сянган может использовать региональные регалии: флаг и герб ОАР Сянган. Флаг ОАР Сянган — красное полотнище, в центре которого изображен раскрытый цветок китайского багряника, на каждом из пяти белых лепестков которого изображена красная звездочка. Красный фон флага ОАР Сянган символизирует Родину — Китай, цветок багряника символизирует Сянган, вместе они символизируют Сянган как неотъемлемую часть Родины, который процветает в ее объятиях. Красные звездочки на лепестках багряника символизируют любовь сянганцев к Родине, красный и белый цвета флага символизируют «одно государство — два строя».

Герб ОАР Сянган — круглой формы, в центре изображен раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, по внешней белой кайме проходит надпись на китайском языке: «Специальный административный район Сянган КНР», а внизу по-английски: «HONG KONG». Красный фон и раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, символизируют то же, что и флаг.

АОМЭНЬ

Район Аомэнь расположен на западном берегу реки Чжуцзян, в ее дельте. Он граничит с провинцией Гуандун и находится в 40 морских милях от Сянгана. Район включает полуостров Аомэнь, острова Данцзы и Лухуань, его площадь составляет 17,5 кв. км. В 1553 г. португальцы, подкупив местные власти Гуандуна, добились права на якорную стоянку и торговлю в районе Аомэня. В 1557 г. португальцы проникли в Аомэнь и начали обосновываться в нем. В результате поражения цинского правительства в опиумной войне 1840 г. португальцы получили возможность один за другим оккупировать острова Данцзы и Лухуань, расположенные на юге Аомэня. В 1887 г. Португалия вынудила цинское правительство подписать «Протокол китайско-португальского совещания» и «Китайско-португальский пекинский договор», в которых было закреплено положение о том, что «Португалия занимает Аомэнь навечно, управляет им и входящими в него территориями на тех же принципах, что и другими колониями Португалии». С тех пор Португалия владела Аомэнем. Китайский народ никогда не признавал эти неравноправные договора, правительство КНР многократно заявляло, что Аомэнь является территорией Китая и что вопрос Аомэня, ставший наследием истории, должен быть разрешен в удобный момент путем мирных переговоров. В 1979 г. когда между КНР и Португалией были установлены дипломатические отношения, правительство Порту1алии признало, что Аомэнь является территорией Китая, обе стороны согласились разрешить вопрос Аомэня в подходящий момент путем переговоров между правительствами двух стран. С июня 1986 г. по март 1987 г. состоялись четыре раунда переговоров между правительственными делегациями КНР и Португалии, в ходе которых были согласованы основные вопросы, и 13 апреля 1987 г. в Пекине состоялось официальное подписание «Совместного заявления правительства Китайской Народной Республики и правительства Португальской Республики по проблеме Аомэня». В «Совместном заявлении» говорится: 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществит восстановление суверенитета над Аомэнем, к тому времени будет учрежден Специальный административный район Аомэнь.

ПРОВИНЦИЯ ТАЙВАНЬ

Остров Тайвань расположен у юго-восточного побережья материковой части Китая. Его восточное побережье омывается водами Тихого океана. На западе остров отделен от провинции Фуцзянь Тайваньским проливом. Провинция Тайвань состоит из острова Тайваня, прилегающих к нему островов Пэнху и более 80 мелких островов. Общая площадь — 36 тыс. кв. км. В древние времена Тайвань называли как Ичжоу или Люцю. Многочисленные исторические записи и документы запечатлели картину первоначального освоения Тайваня китайским народом. Центральные правительства различных эпох и династий Китая учреждали на Тайване административные органы и осуществляли там свою юрисдикцию. Весь процесс общественного развития Тайваня проникнут традицией китайской культуры.

Таков основной факт, который не изменился даже на протяжении полувековой японской оккупации Тайваня. После того, как китайский народ одержал победу в войне Сопротивления японским захватчикам в 1945 г. Центральное правительство Китая восстановило органы административной власти в провинции Тайвань. В 1949 г., незадолго до провозглашения КНР, гоминьдановские власти бежали с материка на остров Тайвань. В 1950 г. одновременно с началом корейской войны США направили на Тайвань и в Тайваньский пролив свой 7-й флот, а в 1954 г. подписали с тайваньскими властями «Договор о совместной обороне», так возникла ситуация, связанная с отделением Тайваня от континентальной части Китая.

cКитайское правительство в течение длительного времени прилагало неустанные усилия во имя разрешения тайваньского вопроса и объединения Родины. В феврале 1972 1. президент США Никсон посетил с визитом КНР, и было обнародовано китайско-американское «Шанхайское коммюнике». 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения, США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань — неотъемлемой частью Китая, прекратив «дипломатические отношения» с тайваньскими властями. Правительство США также заявило о прекращении действия «Договора о совместной обороне» и выводе своих войск с Тайваня. На таком историческом фоне китайское правительство, исходя из общенациональных интересов и перспективного развития страны, руководствуясь принципами уважения истории, учета реальностей, делового подхода и учета интересов всех сторон, выдвинуло курс «мирное объединение и одно государство два строя».

Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.

После того, как ПК ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам» от 1 января 1979 г., в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.

С 1992 г. компетентные органы континента и Тайваня — Ассоциация по развитию отношений между двумя сторонами пролива и Фонд обменов между берегами Тайваньского пролива — начали деловые контакты и переговоры по возникающим вопросам взаимоотношений между берегами, а также по торговле. Фактически каналы неправительственных контактов уже открыты.

В апреле 1993 1. между председателем Ассоциации по развитию отношений между двумя сторонами пролива Ван Даоханем и председателем Фонда обменов между берегами Тайваньского пролива Гу Чжэньфу были проведены в Сингапуре переговоры, ознаменовавшие важный исторический шаг в отношениях между обеими сторонами Тайваньского пролива. В 1994 г. представители упомянутых организаций Тан Шубэй и Цзяо Жэньхэ встретились дважды (в Пекине и Тайбэе), что принесло удовлетворительные для обеих сторон результаты.

30 января 1995 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Цзян Цзэминь выступил с речью на тему «Продолжать бороться за великое дело объединения Родины», в которой были выдвинуты предложения из восьми пунктов относительно развития отношений между двумя берегами Тайваньского пролива и ускорения процесса мирного объединения Родины на нынешнем этапе:

1. Твердое отстаивание принципа одною Китая - это основа и предпосылка мирного объединения Родины. Суверенитет и территорию Китая недопустимо расчленять ни при каких обстоятельствах. Следует решительно выступать против любых слов и действий, нацеленных на создание «независимого Тайваня», решительно отвергать все концепции, ратующие за «раскол и раздельное управление», за «два Китая на определенный период времени» и т. д. и т.п.

2. Мы не возражаем против развития экономических и культурных связей Тайваня с зарубежными странами на общественном уровне. Согласно принципу одного Китая и в соответствии с уставами соответствующих международных организаций. Тайвань под названием «Тайбэй Китая» уже состоит в Азиатском банке развития, участвует в Совещании по вопросам экономического сотрудничества Азиатско-тихоокеанского региона, является членом других международных экономических организаций. Однако мы протестуем против акций Тайваня, направленных на так называемое «расширение международного жизненного пространства» и имеющих целью раскол страны под видом «двух Китаев» либо «одного Китая и одного Тайваня». Все патриотически настроенные тайваньские соотечественники и дальновидные деятели понимают, что подобные акции не решают вопроса. Наоборот, они позволяют тайваньским сторонникам «независимости» с большей наглостью срывать процесс мирного объединения. Только мирное объединение страны на деле даст тайваньским соотечественникам возможность вместе со всеми народами Китая сполна ощутить то уважение и почет, каким окружают нашу великую Родину на международной арене.

3. Переговоры между двумя берегами по мирному объединению — наша неизменная платформа. В ходе этих переговоров к ним можно подключить наиболее авторитетных деятелей из различных партий и общественных организаций обеих сторон. В докладе на XIV Всекитайском съезде КПК, состоявшемся в октябре 1992 г., я говорил: «На основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы, включая обсуждение с тайваньской стороной вопроса о порядке проведения двусторонних официальных переговоров, определение их формы, приемлемой для обеих сторон». Говоря о том, что «на основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы», мы подразумеваем, конечно, разные проблемы, в которых заинтересованы тайваньские власти. Нами не раз предлагалось провести переговоры насчет официального прекращения состояния вражды между двумя берегами и это постепенного осуществления мирного объединения. Здесь я еще раз со всей серьезностью предлагаю провести такие переговоры, притом в качестве первого шага обе стороны могут договориться о том, чтобы официально прекратить состояние вражды между двумя берегами. На этой основе обе стороны возьмут на себя обязательство защищать суверенитет и территориальную целостность Китая, планировать дальнейшее развитие отношений между двумя берегами. Что касается наименования, места и формы политических переговоров, то приемлемое для обеих сторон решение в конечном счете можно будет найти, если пораньше начать консультации на равных началах.

4. Нужно всемерно добиваться мирного объединения, придерживаться принципа, в соответствии с которым китайцы не воюют с китайцами. Не давая обязательства не применять силы, мы тем самым действуем наперекор вовсе не нашим тайваньским соотечественникам, а против попыток внешних сил вмешиваться в дело объединения Китая и осуществить замысел относительно «независимости Тайваня». Мы вполне уверены в том, что соотечественники, проживающие на Тайване, в Сянгане, Аомэне и за границей, понимают эту нашу принципиальную позицию.

5. В условиях развития мировой экономики в XXI веке необходимо всемерно расширять экономический обмен и сотрудничество между двумя берегами во имя совместного процветания и счастья всей китайской нации. Мы выступаем за то, чтобы политические разногласия не сказывались на экономическом сотрудничестве двух берегов, не мешали ему. Мы будем и впредь неизменно проводить политику поощрения тайваньских инвесторов, претворять в жизнь «Закон КНР об охране инвестиций соотечественников с Тайваня». Независимо от обстоятельств нами будут практически гарантироваться все законные права и интересы тайваньских предпринимателей. Надо и дальше расширять взаимное общение и обмен между соотечественниками двух берегов, укреплять взаимопонимание и взаимное доверие. Установление прямых почтовых, транспортных и торговых связей — это не только объективная потребность развития экономики и всестороннего общения между двумя берегами. Это отражает интересы соотечественников и с той, и с другой стороны, поэтому очевидна необходимость предпринять практические шаги для скорейшего установления таких тройственных прямых связей. Надо содействовать деловым переговорам сторон. Мы согласны на основе взаимных льгот и выгод вести переговоры и заключать на гражданских началах соглашения об охране прав и интересов тайваньских инвесторов.

6. Богатейшая пятитысячелетняя культура, созданная сыновьями и дочерьми народов Китая, от начала до конца является связующим духовным звеном, соединяющим всех китайцев, важной основой для осуществления мирного объединения, Соотечественникам с обоих берегов предстоит сообща продолжать и развивать лучшие традиции китайской культуры.

7. 21 млн. тайваньских соотечественников, как уроженцы самой провинции Тайвань, так и других провинций, являются китайцами во плоти и крови. Нам следует полностью считаться с их образом жизни и желанием быть хозяевами самим себе, защищая их законные права и интересы. Наши соответствующие партийные и правительственные органы, в том числе аккредитованные за рубежом, должны крепить связи с соотечественниками с Тайваня, прислушиваться к их мнениям и запросам, принимать в расчет и идти навстречу их интересам, максимально помогать им в преодолении трудностей. Нам хотелось бы, чтобы на острове Тайвань была социальная стабильность, чтобы экономика там развивалась и люди жили зажиточно. Нам также хотелось бы, чтобы все политические партии Тайваня содействовали развитию отношений между двумя берегами с позиции разума, дальновидности и конструктивности. Мы приветствуем обмен мнениями с тайваньскими политическими партиями и деятелями различных кругов по вопросам отношений между двумя берегами и мирного объединения, приветствуем также их посещения и визиты. История навеки запомнит заслуги тех, кто внесет свой вклад в великое дело объединения Родины.

8. Мы приветствуем визиты руководителей тайваньских властей в соответствующем качестве. Мы также готовы принять приглашение тайваньской стороны посетить Тайвань. Можно совместно обсудить государственные дела, а можно для начала обменяться мнениями только по некоторым вопросам. Даже взаимные поездки друг к другу, и те будут полезны. Наши дела, дела китайцев, должны решаться нами самими, здесь не требуется никакого внешнего форума. От одного берега до другого рукой подать, люди с надеждой смотрят друг на друга, и общение рано или поздно начнется, ведь нельзя же, как говорится, «до самой смерти не ходить друг к другу».

Вышеизложенные предложения из восьми пунктов полностью отражают последовательность и преемственность политики Коммунистической партии Китая и китайского правительства в решении тайваньского вопроса. Эти предложения показывают также решимость и искренность КПК и китайского правительства в развитии отношений между двумя берегами и стимулировании объединения Родины. Поэтому они вызвали горячий отклик со стороны наших соотечественников как в стране, так и за ее пределами, им придает особое значение и международное сообщество. Исторический ход объединения Китая неудержим. Поступательное развитие отношений между двумя берегами — такова непреклонная тенденция и общее стремление.

1 июля 1997 г. китайское правительство восстановило суверенные права над Сянганом и 20 декабря 1999 г. восстановит суверенные права над Аомэнем. Историческая миссия — решение тайваньского вопроса, осуществление великой задачи объединения Родины — еще более остро встанет перед всем китайским народом. Китайцы по обе стороны Тайваньского пролива должны сплотиться воедино и бороться за осуществление объединения страны.

  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 47. Административно-территориальное деление Китая

    Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

    Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

    Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

    Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

    По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

    Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

    Рис. 91. Административно-территориальное деление Китая

    48. Демографические проблемы Китая

    Обычно работы, посвященные населению Китая, начинаются с фразы о том, что КНР – самая многонаселенная страна Азии и всего мира. И действительно, проблемы народонаселения накладывают отпечаток на все стороны жизни китайского общества. Особенно большое влияние имеет собственно демографический фактор. И это относится не только к нашей эпохе, но фактически ко всей многотысячелетней китайской цивилизации.

    История регистрации населения в Китае восходит ко времени глубокой древности. Первые учеты населения проводились еще при династиях Чжоу и Хань в первом тысячелетии до нашей эры. Демографы считают, что к началу этой эры население Китая составляло 60–70 млн человек. На протяжении средних веков население страны росло в соответствии с традиционным типом его воспроизводства (высокая рождаемость и высокая смертность). Отрицательно влияли на этот рост войны, завоевания, эпидемии. Так что к началу XVIII в. общая численность населения поднялась только до 100–120 млн человек. В последующие полтора столетия она росла гораздо быстрее и в 1850 г. составила 430 млн человек. Но затем этот рост снова резко замедлился, и в первую очередь из-за Тайпинского восстания, во время которого погибли около 50 млн человек. В 1949 г. население страны исчислялось 540 млн человек.

    Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. Первая из них (1953 г.) показала, что оно уже выросло до 583 млн человек, вторая (1964 г.), что оно увеличилось до 695 млн человек. Согласно третьей переписи, проведенной в 1982 г., население Китая составило 1008 млн человек. Четвертая перепись в июле 1990 г. дала уже результат 1134 млн человек, а пятая перепись населения в ноябре 2000 г. – 1261 млн человек, а в 2008 г. Китай имел уже 1330 млн жителей. Это означает, что за время существования КНР население страны увеличилось в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 19,9 % всех жителей нашей планеты.

    Надо иметь в виду, что население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Немалое впечатление на все китайское общество произвели и результаты переписи 1953 г. Они помогли осознанию того, что решение социально-экономических проблем страны невозможно без организации планирования семьи и мер по контролю над рождаемостью.

    Меры демографической политики, которая была законодательно утверждена конституцией 1978 г. и законом о планировании семьи 1980 г., сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». С 1981 г. в стране существует Государственный комитет планирования рождаемости.

    Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер» и т. п. Иногда девиз формулируется в более мягкой форме: «Двое детей – хорошо, трое – слишком много, иметь четверых детей – ошибка». Еще один девиз демографической политики звучит так: «Позже, реже, меньше». Он означает стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей.

    По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. Нужно иметь в виду и то, что для заключения брака необходимо получить разрешение по месту работы, пройти собеседование и медицинскую комиссию. А разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока.

    Рис. 92. Естественное движение населения в Китае

    В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2005 г. коэффициент рождаемости в стране снизился в 2,8 раза, а коэффициент естественного прироста – в 2,7 раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому, вступив в третью фазу демографического перехода. Как известно, эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18 %, в 1960-х – 1,84, в 1970-х – 1,94, в 1980-х – 1,3, в 1990-х – 1,1 % (или 11b, т. е. 11 человек на 1000 жителей). К тому же в начале XX1 в. он снизился до 1 % и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,7 ребенка в 2005 г. Средний размер семьи также уменьшился до 3,5 человека. Ныне уже почти 9 / 10 женщин, состоящих в браке, применяют контрацептивные препараты.

    Специалисты считают, что если бы в Китае не применяли такие жесткие (С. Н. Раковский называет их жестокими) меры демографической политики, то население страны могло бы превысить нынешний уровень на 200 млн человек. Естественно, что это привело бы и к тому, что пяти-шестимиллиардные рубежи численности мирового населения были бы тоже достигнуты раньше.

    При углубленном изучении демографических проблем Китая определенный интерес представляет рассмотрение нескольких последовательных этапов воспроизводства населения в этой стране. Познакомиться с ними можно при помощи таблицы 35 и рисунка 92.

    Первый этап охватил вторую половину 1950-х гг., когда демографическая политика еще не проводилась и сокращение смертности при сохранении высокой рождаемости привело к весьма значительному естественному приросту населения. В социально-экономической жизни страны он соответствовал времени первого пятилетнего плана, заложившего основы индустриализации Китая. Второй этап пришелся на начало 1960-х гг. – период социальных потрясений, вызванных «большим скачком» и связанной с ним политической нестабильностью, а также неурожаем и голодом. В это время смертность резко возросла, превысив рождаемость, и быстрый абсолютный рост населения в отдельные годы сменился даже его убылью. После провала «большого скачка» наступил третий этап, характеризующийся демографическим бумом. В 1970 г. абсолютный прирост населения достиг максимума, превысив 23 млн человек.

    Далее наступил четвертый этап, характеризовавшийся заметным снижением показателей рождаемости и естественного прироста. Сначала такое снижение в значительной мере объяснялось перипетиями «культурной революции», вызвавшей падение жизненного уровня людей, массовыми перемещениями молодежи в сельские и отдаленные районы страны. Затем стала все более сказываться демографическая политика. Самый низкий уровень естественного прироста населения (10,8 человека на 1000 жителей) был отмечен в 1984 г. Абсолютный прирост в том же году составил всего 9,8 млн человек.

    Таблица 35

    ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ И АБСОЛЮТНОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ КНР

    В середине 1980-х гг. осуществился переход к пятому этапу, когда абсолютный прирост снова стал расти. Это объясняется по крайней мере несколькими причинами. Во-первых, вступлением в брачный возраст той молодежи, которая родилась в начале 1960-х гг., во время упомянутого демографического бума. Во-вторых, введением в деревне семейного подряда, который стимулирует более высокую рождаемость. В-третьих, общим повышением жизненного уровня населения, отменой карточной системы почти на все продукты питания. И в-четвертых, некоторыми послаблениями в демографической политике государства, которые выразились в снижении возраста вступления в брак и в официальном разрешении для многих иметь второго ребенка – особенно в деревне и в тех городских семьях, где первый ребенок – девочка.

    По-видимому, можно говорить о наступлении в 1990-х гг. шестого этапа, для которого характерно новое сокращение абсолютного прироста населения. В начале XXI в. эта тенденция сохраняется. Так, в 2008 г. абсолютный годовой прирост населения остался на уровне 8 млн чел.

    Как китайские, так и российские специалисты по демографии Китая отмечают одну характерную, географическую по своей сути, особенность политики планирования семьи в этой стране. Она заключается в том, что такая политика оказалась гораздо более быстрой и эффективной в городах, чем в сельской местности. Видимо, это объясняется тем, что в городах выше уровень образованности, занятости женщин, лучше налажено медицинское обслуживание. Что же касается сельской местности, то здесь, особенно в национальных районах, но и у ханьцев, по-прежнему преобладают большие клановые семьи. Это связано с давними традициями многодетности, когда каждый китаец желал иметь как можно больше детей и внуков, в особенности сыновей. Это связано также с пережитками бесправного положения женщины в семье, которое определялось тремя заповедями учения Конфуция: послушание отцу в детстве, мужу в замужестве и сыну в старости.

    Несмотря на высокую эффективность проводимой в КНР демографической политики, первоначально поставленная перед ней задача все же была выполнена не полностью. Она заключалась в том, чтобы население страны на рубеже XX и XXI вв. не превысило 1,2 млрд человек. После публикации результатов переписи 1990 г. планку для 2000 г. было решено поднять до 1,28 млрд человек. Именно она и была почти достигнута. В стране происходит более 9 млн бракосочетаний в год, тогда как в США– 2,4, в Бангладеш – 1,2, в России – 1,1 млн. Поэтому можно ожидать принятия новых мер по сокращению рождаемости.

    Нельзя не учитывать и того, что даже при относительном приросте в 1 % ежегодный абсолютный прирост населения в Китае до недавнего времени составлял 13 млн человек. Это означает, что он превосходил все население таких стран, как Белоруссия, Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия или Чехия. Неудивительно, что демографическая проблема в Китае неизбежно порождает сложные социально-экономические проблемы.

    Во-первых, это проблема половой структуры населения. На протяжении всей истории Китая численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, что являлось следствием глубоко укоренившихся предрассудков и традиционно неравноправного положения женщин в семье и обществе по сравнению с мужчинами. Хотя за годы народной власти доля женщин в населении страны немного выросла, их по-прежнему примерно на 40 млн меньше, чем мужчин. В результате на 100 женщин в среднем приходится 105,9 мужчины. Даже государственная демографическая политика, как бы отдавая дань традициям, в гораздо большей мере направлена на рождение мальчиков, чем девочек. В результате такого нарушения нормальной пропорции между полами в стране отмечается своего рода «дефицит невест», а численность неженатых мужчин брачного возраста составляет 18 млн (в 2020 г. их станет 30 млн). Таким образом, фактическое социальное неравенство мужчин и женщин, несмотря на провозглашение их юридического равноправия, еще сохраняется.

    Во-вторых, это проблема возрастной структуры населения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая доля лиц детских возрастов (в 1950 г. 34 %) и незначительная – старших возрастов (4 %). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, эта пропорция претерпела большие изменения. К 2005 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 21 %, а лиц старше 60 лет увеличилась до 11 %, т. е. примерно до 145 млн человек. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. И еще больше усложнит их в будущем – ведь, согласно китайским прогнозам, в 2025 г. численность пожилых граждан в стране может достигнуть 300 млн. Это значит, что в одном Китае их будет столько же, сколько во всех развитых странах мира.

    В-третьих, это проблема занятости. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами. Однако нужно учитывать, что эта цифра относится только к городскому населению, тогда как в сельской местности уровень безработицы и полубезработицы значительно выше. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77 %. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5–6 млн человек, а в действительности она значительно больше.

    В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение населения значительно улучшилось. Однако показатели душевого потребления остаются еще намного более низкими, чем в экономически развитых странах. Например, по использованию телефонов, мобильных телефонов, персональных компьютеров из расчета на 1000 человек населения Китай пока еще заметно отстает. Хотя при этом нужно учитывать и то, что по абсолютному количеству телефонов (315 млн) и мобильных телефонов (400 млн) Китай еще в 2005–2006 гг. прочно удерживал первое место в мире, опережая США почти в два раза.

    В-пятых, это проблема образования. В 50– 80-х гг. XX в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Особенно заметно удалось повысить уровень образования среди городского населения. В результате на смену неграмотным и малограмотным работникам на предприятия стали приходить люди, имеющие уровень образования, как минимум, в объеме средней школы первой ступени. Тем не менее и на рубеже XX и XXI вв. в стране насчитывалось более 200 млн неграмотных. Среди работающих их доля составляла 11 %, а получивших образование лишь в объеме начальной школы – 33 %.

    А вот данные на 2005 год: доля грамотных в возрасте 15 лет и старше составляет 91 %, в т. ч. 95 % среди мужчин и 87 % среди женщин; начальным образованием охвачено все детское население страны. Людей со средним образованием теперь 25 %, с высшим – 3,5 %. Соотношение мальчиков и девочек в начальной и средней школе фактически сравнялось. Однако проблема образования сохраняет свою актуальность.

    В-шестых, это проблема увеличения нагрузки на окружающую среду, что в первую очередь относится к невозобновляемым и частично возобновляемым природным ресурсам. Например, за годы народной власти площадь пахотных земель в КНР не только не возросла, но в силу некоторых причин даже сократилась на 15 млн га. В результате уменьшилась и обеспеченность пашней из расчета на душу населения: с 0,18 га в 1953 г. до 0,075 га в 2000 г. Это один из самых низких показателей в мире (табл. 21 в книге I).

    В последнее время в китайской печати широко обсуждается проблема воспитания молодого поколения. Опыт говорит о том, что когда в семье один ребенок, то родители обычно чрезмерно его балуют. Не случайно детей начали называть «маленькими императорами».

    Тем больший интерес представляют прогнозы роста численности населения Китая. Как уже было отмечено выше, в 2010 г. население страны должно возрасти до 1,36 млрд, а в 2025 г. – почти до 1,5 млрд человек. Согласно китайским оценкам, это примерно то количество жителей, которое могут выдержать природные ресурсы и экономические возможности страны, хотя по поводу этих оценок и возможностей есть и другие суждения. Что же касается прогнозов на 2050 г., то они довольно сильно различаются: от 1322 до 1515 млн человек.

    Конституция Китайской Народной Республики определяет страну, как унитарную, где проживают множество наций, этнических групп, национальных меньшинства и народностей. В Основном законе страны (в статье 30) указано, что Китай по административно-территориальному признаку должен делиться по трёхступенчатой системе:

    • Первая ступень или верхнее звено – это провинции, города центрального подчинения, автономные области;
    • Вторая ступень предполагает деление на провинции; области, имеющий автономный статус, включают округа (автономные), уезды, автономные уезды, города;
    • Волости, поселки, национальные волости (входят в состав уездов и автономных уездов).

    В городах существует своя административная структура, представленная районами и уездами. В свою очередь, автономные округа включают города, уезды и автономные уезды.

    Отдельно существуют районы национальных автономий, в которые входят области, округа и уезды (все территориальные единицы обладают автономным статусом.

    Конституция наделяет руководство страны правами менять или регулировать границы автономных районов, но для этого нужны веские основания. Например, для сплоченности определенного меньшинства, развития определенной экономической специализации в промышленности и торговле.

    Исключения

    Специальным законодательством предусмотрено создание других территориальных образований:

    • Особых административных районов, к которым принято в КНР относить Гонконг и Макао;
    • Свободных экономических зон, т.е. территорий, имеющих специальный таможенный режим.

    Современное деление страны

    Китай разделен на два специальных админрайона, четыре города центрального подчинения, пять автономных районов, 23 провинции. Каждая из них имеет центр, который имеет статус столицы провинции.

    Столицей страны является город Пекин. Правительство страны контролируют все территориальные единицы, кроме Тайваня.

    Во главе провинции стоит губернатор, который напрямую подчиняется правительству КНР. Хотя вся власть фактически принадлежит секретарям провинциальных комитетам Компартии Китая.

    В административном плане Китай делится на несколько уровней (от самого крупного к мелком):

    • Провинциальный;
    • Окружной;
    • Уездный;
    • Волостной;
    • Деревенский.

    Каждый из указанных уровней имеет свои территориальные единицы. Так в состав первого уровня – провинциального – принято относить провинции, автономии районного значения, города центрального подчинения и специальные админрайоны. Второй – окружной уровень – это города так называемого субпровинциального уровня, округа, городские и автономные округа, аймаки.

    Третий уровень – уездный – охватывает большее количество административно-территориальных объединений. В частности, уезды, городские и автономные уезды, хошуны, автономные хошуны, районы, подчиняющиеся городу и отдельные национальные районы городского значения. Довольно сложную структуру имеет волостной уровень, включающий волости, поселки, волости национального значения, сомоны и национальные сомоны, районы уездного подчинения. Сюда же входят и уличные комитеты, нацпоселки, города поселкового значения. Самый простой и немногочисленный уровень – деревенский, поскольку окхватывает только деревни и микрорайоны.

    Столь сложная административно-территориальная структура Китайской Народной Республики обусловлена огромными масштабами и пространствами страны, в которой проживает 1,382 миллиарда человек. Учитывая многонациональность и полиэтничность населения государства, руководство КНР старается сохранять автономные права представителей всех народностей, этнических групп.

    Неконтролируемая провинция

    Это Тайвань или Китайская Республика, которая считается 23 провинцией КНР, но имеет собственное управление, столицу, президента. Территориально охватывает остров Тайвань и Пескадорские острова.

    Столицей Китайской Республики является город Чжунсин.

    Районы со статусом автономии

    Образованы по национальному признаку, где в обязательном порядке есть титульная нация. Именно она имеет право на выбор председателя районного собрания всех жителей района. В Китае есть пять подобных образований:

    • Внутренняя Монголия со столицей в городе Хух-Хото;
    • Гуанси-Чжуанский, столица Наньнин;
    • Нинся-Хуэйский, столица Иньчуань;
    • Синьцзян-Уйгурский, столица Урумчи;
    • Тибет.

    Города, подчиняющиеся центру

    По своему статусу приравниваются к провинциям, но делятся на уездные единицы без окружного уровня. Такая админединица появилась на картах страны после 1949 года, когда была создана Китайская Народная Республика. В состав таких городов входят небольшие населенные пункты – города, поселки, земли сельскохозяйственного значения, из-за чего количество городских жителей на таких территориях меньше, чем сельского населения.

    В Китае статус городов центрального значения имеют Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и Шанхай.

    В состав провинции Тайвань входят еще два города, подчиненные центральной власти. Только ситуация тут радикально отличается от материкового Китая. Город центрального подчинения охватывает только городские районы. В Китайской Республике такими городами считаются столица провинции – Тайбэй и Гаосюн. Центральная власть КНР данные населенные пункты не приравнивает по статусу к Пекину или Чунцину. Административным центром Тайваня принято считать Тайбэй, хотя в Китайской Республике таким называют город Чжунсин.

    Административные районы со специальным статусом

    До конца 1990-х гг. два города Китая Гонконг и Макао были под контролем двух европейских государств – Великобритании и Португалии. Первым владела Британия, которая отказалась от своей китайской территории в 1997 г., а вторым – Португалия, отдавшая Макао КНР в 1999 г. С целью интеграции этих городов в состав остальной части материкового Китая и были созданы специальные админрайоны. От остальных территориальных единиц Гонконг и Макао отличаются очень широкими автономными правами, в том числе возможностью проводить свою политику относительно мигрантов, участвовать в работе международных организаций. Руководство Китая определяет только направления во внешней политике и оборонной сфере. Гонконг делится на 18 районов, а Макао не имеет административного деления.

    47. Административно-территориальное деление Китая

    Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

    Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

    Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

    Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

    По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

    Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

    Административно-территориальное деление, учитывая количество жителей и обширную площадь, с древних времён представляет собой сложную многоуровневую систему. Провинции Китая отличаются социально-этнографическими особенностями, уровнем экономического развития.

    провинция Гуанси

    Административно-территориальные единицы

    Разделение государства на части предусматривает установление местных законов в каждой из них, общие основные правовые нормы и статьи конституция действует по всей стране. Критерий формирование административно-территориальных единиц:

    • исторические особенности региона;
    • расположение экономических и транспортных сетей;
    • этнографический и религиозный состав населения;
    • проведение границ с учётом крупных природных объектов (рек, озёр, гор).

    Управление государством с учётом классификации площадей даёт положительные результаты: спокойная и миролюбивая обстановка среди близкого по духовным и культурным традициям населения, слаженное функционирование экономики и транспорта.

    провинция Синьцзян

    Провинции Китая общая характеристика

    Провинции Китая представлены 23 единицами, каждая из которых имеет свой центр, выделяется численностью и особенностями населения, общностью экономических отраслей. К самым густонаселённым провинциям относятся Гуандун, Сычуань, Хэбей, Хэнань, Цзянсу, Шаньдунь.

    Численность населения в этих провинциях в среднем составляет 70 млн человек, доходя до максимальной отметки 104 млн в Гуандуне.

    Приток населения в эти районы обусловлен нахождением здесь крупных и развитых городов. Китайцы, преимущественно молодые, покидают более отсталые сельскохозяйственные административно-территориальные единицы, приезжая в восточную часть страны в поисках работы и учёбы, стремясь приблизиться к столице государства – Пекину. Поднебесная предоставляет гражданам возможность найти свое место в сфере торговли, услуг, туризма, промышленных отраслях.

    провинция Ганьсу

    Западные и центральные провинции с небольшим, по азиатским меркам, количеством жителей: Цинхай, Ганьсу обладают менее развитой транспортной системой, не так привлекательны для инвесторов и туристов, рабочих мест здесь намного меньше, чем в развитой западной части страны, уровень жизни, соответственно, ниже.

    провинция Ганьсу

    Численность населения зависит не только от экономических показателей, но и от размера территории, выделенной под единицу. Развитая провинция Тайвань, имеющая неоднозначный статус и являющаяся объектом многовековых споров, вмещает в себя население всего в 23 млн человек, что обусловлено небольшой площадью острова, на котором расположена земля.

    провинция Юньнань

    Название провинции

    Трудночитаемые для российского человека названия китайских земель отражают суть и особенности каждой. Близко связанные с природой и тонко чувствующие изменения окружающего мира жители Поднебесной дают названия территориям, вдохновляясь красотой рек, озер, гор и равнин.

    Провинция Хэйулунцзян созвучна с местным именем реки Амур, Ляонин – реки Ляо.

    Азиаты при нарекании провинции учитывали их современную специализацию и исторические особенности региона.

    провинция Гуанси

    Территориально-административное деление земель необходимо стране для качественного и контролируемого местного управления. Провинции Китая, многие из которых приобрели современные границы столетия назад, являются хорошим примером проведения грамотного преобразования площади государства.

    провинция Аньхой

    Список провинций Китая

    Регион (англ.) (кит.) Адм. центр (англ.) Население
    Анькой Anhui 安徽省 Хэфэй Hefei 59 860 000
    Фуцзянь Fujian 福建省 Фучжоу Fuzhou 34 710 000
    Ганьсу Gansu 甘肃省 Ланьчжоу Lanzhou 25 620 000
    Гуандун Guangdong 广东省 Гуанчжоу Guangzhou 86 420 000
    Гуйчжоу Guizhou 贵州省 Гуйян Guiyang 35 250 000
    Хайнань Hainan 海南省 Хайкоу Haikou 7 870 000
    Хэбэй Hebei 河北省 Шицзячжуан Shijiazhuang 67 440 000
    Хэйлунцзян Heilongjiang 黑龙江省 Харбин Harbin 36 890 000
    Хэнань Henan 河南省 Чжэнчжоу Zhengzhou 92 560 000
    Хубэй Hubei 湖北省 Ухань Wuhan 60 280 000
    Хунань Hunan 湖南省 Чанша Changsha 64 400 000
    Цзянсу Jiangsu 江苏省 Нанкин Nanjing 74 380 000
    Цзянси Jiangxi 江西省 Наньчан Nanchang 41 400 000
    Гирин Jilin 吉林省 Чанчунь Changchun 27 280 000
    Ляонин Liaoning 辽宁省 Шэньян Shenyang 42 380 000
    Цинхай Qinghai 青海省 Синин Xining 5 180 000
    Шаньси Shanxi 山西省 Тайюань Taiyuan 36 050 000
    Шаньдун Shandong 山东省 Цзинань Jinan 90 790 000
    Шэньси Shaanxi 陕西省 Сиань Xi’an 32 970 000
    Сычуань Sichuan 四川省 Чэнду Chengdu 83 290 000
    Юньнань Yunnan 云南省 Куньмин Kunming 42 880 000
    Чжэцзян Zhejiang 浙江省 Ханчжоу Hangzhou 46 770 000