Атомная глубоководная станция проекта 1910 кашалот. Атомные глубоководные станции

В честь прошедшего вчера дня моряка-подводника хочу напомнить вам о "сверхсекретной" подводной лодке. Сведений о ней очень мало, а посему придется "пролапатить" глобальную сеть...

Об этих небольших ядерных подлодках даже моряки-подводники предпочитают не говорить. И не потому, что кто-то запрещает, просто и по сей день в открытых источниках о них очень мало сведений. Так что говорить-то, собственно, не о чем. А ведь глубоководные атомные мини-субмарины, предназначенные для выполнения спецзаданий, начали сходить со стапелей в начале 80-х годов прошлого века! Разработки конструкторов СССР опередили свое время на несколько десятилетий.

Тайна

До середины 80-х годов прошлого века эти атомные субмарины во флоте вообще не числились и работали непосредственно на Главное разведуправление СССР. В 1986 году их, правда, поставили на довольствие ВМФ, но менее секретными они не стали.
Доподлинно известно, что первая подлодка специального назначения с атомным двигателем была заложена в 1981 году.

Первый «Кашалот»

Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка была создана на Ленинградском судостроительном заводе. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов»…

Атомная глубоководная станция АС-13

Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851. Подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ и были оснащены водолазной станцией, позволявшей акванавтам выходить в воду сразу на глубине.

Атомные субмарины совместили в себе лучшее от батискафов и подлодок.

Как только американцы пронюхали про новые разработки советских конструкторов, они окрестили секретные субмарины русских Х-Ray.

Атомная глубоководная станция АС-15

Ухо на глубине

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне.

Есть также предположения, что эти лодки несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

Эти лодки первыми обследовали район, где потерпела катастрофу атомная подлодка «Курск», и именно на основе их информации было принято решение о подключении к спасательной операции иностранных специалистов.

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

«Лошарик»

В настоящее время развитием проекта атомных мини-субмарин стала уникальная подводная лодка проекта 210. Разработчики (КБ «Малахит») дали ей смешное неофициальное название «Лошарик». Свое название субмарина получила из-за того, что форма ее внутреннего наполнения напоминает одноименного героя мультфильма. В корпусе лодки вмонтировано несколько сферических частей. Они придают ей прочность и являются своего рода отсеками. «Лошарик» был спущен на воду в августе 2003 года. Хотя заложили лодку еще в далеком 1988 году. Изготовление лодки продолжалось 15 лет!

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть севмашевского цеха, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание этого уникального корабля.

По данным экспертов «Независимого военного обозрения», особенности конструкции этой субмарины позволяют ей погружаться на глубину до трех километров. Подлодка Лошарик на дальнем плане.

Самая бесшумная и неуязвимая

Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, то есть он имел некое специальное назначение. При этом весь спектр задач подлодки не оглашался никогда. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка российского флота. Скорее всего, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану, в том числе в Арктике.

Проект 10831 - атомная глубоководная станция.

Подводное водоизмещение ориентировочно) - 2000 тонн, Подводная скорость (ориентировочно) - 30 узлов, Предельная глубина погружения - 1000....6000 м, Автономность (неизвестно) - ориентировочно, несколько месяцев, Экипаж - 25 человек, вооружение - неизвестно.

Миссия «Хребет Менделеева»

Первой ставшей известной широкой публике миссией уникальной атомной подводной лодки «Лошарик» стал сбор геологического материала на глубине 3000 метров районе хребта Менделеева в сентябре 2012 года. По опубликованной информации, «Лошарик» работал на глубине от 2,5 до3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка находилась под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

Ей было собрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Полученные данные легли в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

В ПРОЕКТ 1910, СПЕЦИАЛЬНЫЕ АПЛ КЛАССА "КАШАЛОТ".

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструктором бюро Малахит. Создание первой ПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВИФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.


АС-33 в Оленьей Губе.


Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.


Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.


На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
- эхолот,
- телевизионная наблюдательная система,
- ГАС бокового обзора,
- магнитометр
- спутниковая система навигации,
- высокочастотный профилограф,
- фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
- роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- система отбора проб воды,
- барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в регионах падения самолетов НАТО.


ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Как заказать диплом?

1. Заполните заявку на сайте

2. Менеджер связывается с Вами для уточнения деталей

3. Изготавливаем макет для утверждения

4. Полная готовность документа. Снимаем фото и видео для подтверждения.

5. Доставка документа и полная орлата за него

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Для организации работ по созданию и обслуживанию глубоководных средств в 1965 году в Министерстве обороны СССР было создано специальное подразделение - Главное управление глубоководных исследований.

А для эксплуатации глубоководных аппаратов - по образу и подобию отряда космонавтов - приказом министра обороны СССР в 1976 году создан отряд гидронавтов и сформирован Центр подготовки специалистов в Ленинграде.

В июне 1979 года для базового обслуживания и эксплуатации глубоководных средств и их носителей в Оленьей губе начато формирование 29-й отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Северного флота. Для выполнения выходов в море экипажи гидронавтов станций выезжали на Северный флот, принимали технику у технических экипажей, выполняли выход в море и сдавали технику обратно. Первыми глубоководными средствами отечественного Флота стали буксируемые батискафы «Архипелаг» и «Селигер», на которых был получен бесценный опыт работ с объектами на морском дне.

Первая атомная глубоководная станция

Фактически, еще до начала эксплуатации аппаратов типа «Селигер » стало ясно, что они имеют недостатки. Во-первых, это ограничение района действий связью с лодкой-носителем. Во-вторых, ограниченная автономность по энергетике и ресурсам системы жизнеобеспечения экипажа. И, в-третьих, крайне скудные маневренные возможности. Тогда и возникла идея создания автономной модификации батискафов типа «Селигер» за счет установки на аппарат ядерного реактора, увеличения габаритов, ресурса системы жизнеобеспечения, скоростных и маневренных возможностей. Безусловно, новый тип аппарата должен был получить значительную автономность и существенно возросшие возможности по типам работ, которые он мог осуществлять на дне Мирового океана.

Так в 1970-е годы было начато проектирование нового глубоководного комплекса проекта 1851, который включал в себя атомную глубоководную станцию (АГС) проекта 18510 «Нельма» и атомную подводную лодку-носитель проекта 675Н.

Параллельно шла подготовка и новой лодки-носителя - модернизация атомной подводной лодки (ПЛА) проекта 675 по проекту 675Н («Носитель »).

25 сентября 1981 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении (ныне АО «Адмиралтейские верфи» ) была заложена головная автономная глубоководная станция АС-23 проекта 18510 «Нельма ». Через два года, 29 сентября 1983 года, сверхсекретная мини-подлодка была спущена на воду, начаты ее доводка и испытания. Видимо, еще в Ленинграде в 1984 году новое глубоководное средство впервые было обнаружено западными разведывательными средствами, и на Западе новому аппарату дали наименование X-RAY. В 1986 году комплекс проекта 1851 вышел на завершающую стадию испытаний: впервые была выполнена подводная стыковка АГС с подводной лодкой-носителем. Комплекс с АГС АС-23 официально принят в состав ВМФ СССР 30 декабря 1986 года.

Один из вопросов, который сразу же возникает: как в столь небольшом подводном аппарате была размещена атомная энергетическая установка? В эскизном проекте АГС проекта 18510 предполагалось использование легкой энергетической установки, подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор планировалось установить в капсуле без специальной тяжелой биологической защиты. Роль такой защиты должна была выполнять забортная вода, т.е. реакторный отсек изготавливали в виде отдельного блока прочного корпуса, который отделен от обитаемого прочного корпуса омываемым пространством внутри наружного легкого корпуса АГС.

Особенностью и основным недостатком первой атомной станции была преемственность конструкции от батискафов типа «Селигер». Фактически новый тип подводных лодок представлял собой аппарат, подобный привязным батискафам, но без связующего троса и заметно больших размеров, с собственной малогабаритной атомной энергетической установкой, а также с более развитыми основным и вспомогательными движителями - гребными винтами. Входной люк в АГС находился там же, где и на первом аппарате «Архипелаг», - на верхней части корпуса, без рубки и какого-либо ограждения. Переход экипажа в АГС должен был осуществляться из специального переходного отсека лодки-носителя, а выход в случае аварийной ситуации мог происходить после всплытия аппарата на поверхность так же, как на «Архипелаге». В процессе эксплуатации конструкция АГС АС-23 была доработана: станция получила ограждение, обеспечивающее более безопасный выход на палубу АГС в случае всплытия на поверхность. Так сформировался окончательный облик АГС проекта 18510 «Нельма», который мы знаем сегодня.

Развитие АГС. «Палтус» и «Кашалоты»

Уже в процессе создания опытно-экспериментальной АГС проекта 18510 стало ясно, что выбранные технические решения оказались верными, и 26 декабря 1984 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении закладывается АГС АС-21, которая стала головной станцией уже серийного проекта 18511 «Палтус ». Новая АГС имеет большие габариты, улучшенные возможности и новую лодку-носитель проекта 09774 на базе атомной ракетной подводной лодки проекта 667А. Переоборудование лодки-носителя велось на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, начиная с 1983 года.

По проекту «Палтус» планировалось построить как минимум две атомные станции: головную АС-21 и первую серийную АС-35. К концу 1995 года эти планы были выполнены. В апреле 1991 года АГС АС-21 проекта 18511 впервые была идентифицирована западными разведывательными средствами, и проект получил наименование Paltus - видимо, настоящее наименование проекта уже было известно западным разведкам по иным каналам.

Одновременно с созданием носимых АГС были начаты работы над более крупными и более автономными АГС 1-го ранга проекта 1910 «Кашалот », которые, по сути, представляют собой полноценные атомные подводные лодки с большими сроками автономности. Это лодки, которые могут работать на достаточно большом удалении от родных баз.

Проектирование этой новой АГС по тому же Постановлению Совета министров СССР 1972 года вело ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. Главным конструктором проекта был Е.С. Корсуков, а его заместителем - главный конструктор «Нельмы» С.М. Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС проекта 1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Ю.М. Коновалова. В 1979 году в отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910.

Строительство АГС 1-го ранга проекта 1910 «Кашалот» сразу планировали вести небольшой серией, которая включала головную и две серийные АГС. Строительство серии вело Ленинградское Адмиралтейское объединение (АО «Адмиралтейские верфи») с 1977 года. Головная станция серии АС-13 спущена на воду 25 ноября 1982 года и после проведения заводских и государственных испытаний (начаты в 1983 году) принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31 декабря 1986 года. Строительство серии из трех станций завершено 16 декабря 1994 года передачей флоту третьей АГС. Западное наименование АГС проекта 1910 - Uniform.

Считается, что глубина погружения АГС первых поколений составляла не менее 1000 м. Это в несколько раз больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок, но, например, титановый «Комсомолец», созданный примерно в то же время и, вероятно, имевший много общего в своей конструкции с АГС, мог погружаться на такую же глубину.

Какой-то открытой информации по эксплуатации комплексов с глубоководными станциями в открытой печати практически нет, и можно лишь предполагать сферы применения нового типа техники. АГС могут быть доставлены в район работ атомными лодками-носителями и далее самостоятельно вести поиск и разведку объектов на морском дне. Конечно, такие аппараты должны быть оснащены средствами взятия проб грунта, а также подъема предметов на борт. Как и некоторые гражданские аппараты подобного назначения, АГС должны быть оборудованы средствами наблюдения за наружной обстановкой, манипуляторным и дистанционно управляемым оборудованием для проведения работ с объектами.
Думается, что основное назначение подобных станций - это работа с упавшими на дно своими и чужими предметами, информация о которых может представлять ценность для разведок.

Конечно, такие аппараты могут вести разведку кабельных (и не только) коммуникаций на морском дне, а также нарушать их работу. Разумеется, АГС могут привлекаться и к спасательным операциям. Известно, что с 13 по 19 августа 2000 года АГС АС-15 проекта 1910 принимала участие в операции по обследованию лежащей на грунте подводной лодки «Курск ». Вероятно, именно данные от АГС были первой достоверной информацией о состоянии «Курска».

«Лошарик»

Развитие материаловедения и накопленный опыт по созданию и эксплуатации атомных глубоководных станций должен был органично привести к следующей достаточно революционной ступени в их развитии - к созданию еще более глубоководных и универсальных аппаратов, которые сочетали бы в себе возможности автономности АГС проекта 1910 и глубины погружения лучших научных батискафов того времени.

В конце 1980-х годов группа под руководством С.М. Бавилина в СПМБМ «Малахит» подготовила эскизный проект комплекса проекта 10830, в состав которого входила АГС проекта 10831 с полисферическим прочным корпусом. На основании уже упоминавшегося Постановления Совета министров СССР было организовано выполнение опытной конструкторской разработки по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а также по созданию оборудования для подобной станции. В состав комплекса должна была входить ПЛА-носитель проекта 09786 БС-136 «Оренбург ».

К 1990 году были разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Причем разработка проектов шла одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 году при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика была выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного оборудования. Скорректированный технический проект комплекса проекта 10830/1083К представлен и защищен в мае 1992 года.

Особенностью новой глубоководной станции был прочный корпус, выполненный из нескольких пересекающихся титановых сфер. Именно за эту конструкцию подводный аппарат еще при строительстве неофициально назвали «Лошарик», и это название закрепилось за ним настолько прочно, что используется сейчас повсеместно. Пространство между сферами и легким внешним корпусом было заполнено новым пористым материалом, который, аналогично батискафам типа «Консул » и другим образцам глубоководной техники, обеспечивал подводной лодке необходимое сочетание прочности конструкции и создавал положительную плавучесть. В одной из сфер находится уникальная атомная энергетическая установка.

АГС этого проекта может работать как автономно - подобно большим АГС проекта 1910, так и с ПЛА-носителем. Глубина погружения новой АГС превышает глубину работы АГС проекта 18511 и проекта 1910 и может составлять более 2000 м. Некоторые источники называют даже 6000 м.

Создание задела для строительства новой АГС этого проекта и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш» в Северодвинске еще в 1988 году. Это было вызвано, в том числе, необходимостью освоения технологии изготовления титановых сфер большого диаметра: опыта проведения работ такого рода ранее в СССР не существовало. Головная АГС проекта АС-12 с заводским номером 01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш» 16 июля 1990 года. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство станции, по сути, было заморожено и возобновилось только в 2000 году. Станция была спущена на воду в присутствии Главкома ВМФ России В. Куроедова 5 августа 2003 года.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга А.И.Опарин возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. В 2006 году АГС проекта 10831 передана ВМФ в опытную эксплуатацию, а в 2008 году принята Флотом России на вооружение. В мае 2010 года в некоторых СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов АО «Центр судоремонта «Звездочка », АО ЦКБ МТ «Рубин », АО СПМБМ «Малахит » и ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей » за «опытный глубоководный заказ 1083К».

На рубеже двух тысячелетий было начато проектирование новой лодки-носителя проекта 09787 на базе ракетной атомной подводной лодки проекта 677 БДРМ. Новый носитель предназначался в дополнение к лодке-носителю БС-136 «Оренбург». Вероятно, в те же годы начата разработка программы модернизации как самих атомных станций, так и лодок-носителей. В 2004 году был заключен контракт по проектированию комплекса оборудования для лодки-носителя проекта 09787 БС-64 «Подмосковье». В 2008 году на СРЗ «Звездочка» были начаты работы по модернизации лодки. Считается, что основной нагрузкой нового носителя должен был стать именно «Лошарик».

Одновременно были начаты работы по восстановлению технической готовности и модернизации уже не использующихся флотом АГС проектов 10511 и 1910. Вероятно, в ходе модернизации были заменены механические части, обновлена энергетика и системы управления АГС. Вполне вероятно и расширение арсенала технических средств для выполнения специальных миссий.

Но и это еще не всё. В 2009 году подписан контракт между Министерством обороны России и ЦКБ МТ «Рубин» на разработку проекта переоборудования в специальную атомную исследовательскую лодку недостроенной лодки-носителя крылатых ракет проекта 949А «Белгород ». Доступных широкой публике деталей по проекту мало, но известно, что новая специальная лодка будет универсальным носителем различных подводных аппаратов и фактически станет настоящей плавающей базой для целой флотилии обитаемых и необитаемых подводных средств. 20 декабря 2012 года в Северодвинске на ПО «Севмаш» состоялась церемония перезакладки специальной лодки проекта 09852 КС-139 «Белгород». Ввод новой лодки в строй ожидается до 2020 года.

В итоге многолетних усилий разработчиков, промышленности и Министерства обороны создан и оснащен новый род вооруженных сил - силы глубоководных специальных операций, которые включают в свой состав несколько больших атомных подводных лодок-носителей, несколько кораблей-носителей малогабаритных батискафов и необитаемых аппаратов, флотилию атомных глубоководных станций и существенный набор различных вспомогательных подводных средств. И это на данный момент, безусловно, российский мировой приоритет.

Атомная глубоководная станция "Лошарик"

Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Мы уже обсуждали это в отдельной статье - Секретная операция «Айви Беллз» , но мы продолжим подходить ближе к нашей теме.

Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.

Так продолжалось довольно долго.


Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.

Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».

Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.

Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.

Переоборудование АПЛ «Подмосковье»,

11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.

Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек - его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.

Атомные глубоководные станции (АГС) – это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.


АПЛ «Подмосковье» - транспортировщик АГС.

Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.

Западное обозначение лодок этого типа – X-Ray.


АГС проекта 1910 «Кашалот».

Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.

В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, - рассказал собеседник «Известий».

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения - заменим и ее, - пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет - батискаф крепится под ее днищем.

В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна - в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, - продолжил представитель Минобороны.

Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», - пояснил собеседник «Известий».

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» - это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.

- «Миры», по сути, - прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, - объяснил представитель «Минобороны».


Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».

А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.

КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.

Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.

На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.

АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.

Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».

ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.