Мировоззрение в вк что написать. Мировоззрение человека: структура, типология характерные особенности

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

***
Широта мировоззрение измеряется величиной дырочки, через которую мы смотрим. и совсем не важно как широко мы откроем глаза.

***
Любовь-единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна…

***
Нам даны душа и тело, мир и контуры судьбы. Все дано … Но черно-белым, а раскрашиваем мы!

***
О мирах спящих и пробужденных
Спящие и пробужденные живут в одном мире. Миры обоих совершенно различны.

***
Сколько позволив жизни заполнить пустоты в тебе, понимаешь, что мир полон богатства, которое тебе и не снилось. Что в жизни много радостей. Больше чем ты думаешь. И многие из них бесплатные.

***
Научитесь радоваться тому, что у вас есть, и не беспокойтесь о том, чего у вас нет.

***
Потрясающе успешная внешняя жизнь начинается, с чувства потрясающего успеха внутри…

***
Счастлив, кто падает вниз головой. Мир для него, хоть на миг, - а иной…

***
Все в мире относительно.

***
Все пройдет - и надежды зерно не взойдет все, что ты накопил, ни за грош пропадет, если ты не поделишься вовремя с другом - все твое состояние врагу отойдет.

***
Однажды, увидев, что Эйнштейн приколачивает над дверью подкову, его ученики спросили:
- Профессор, вы же говорили, что не верите в подкову?
- Да, конечно, но говорят, она приносит удачу даже тем, кто в нее не верит.

***
Самое сильное слово - МЫ…

***
Когда ты меняешь точку зрения, ты видишь вещи, невиданные раннее.

***
Ваша собственная жизнь-это отражение ваших собственных мыслей. Это не люди плохие. Это не в жизни все плохо. Это не подруги вашего парня шлюхи. И не мужики вокруг все козлы. Это все вы сами. Мир-это не иллюзия. Мир-это ваше собственное зеркало.

***
Цените то, что вам доступно.

***
Если ты живешь по высшим законам своей души, результат игры не имеет значения. Чем бы она ни закончилась, она закончится правильно.

***
Добрый человек увидит доброе и светлое даже там, где его очень мало… а злой и доброе превратит во тьму…

***
Но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут - тут конец перспективы…
Бродский, Иосиф

***
Человек не создан для счастья. Существуют вещи более важные, чем счастье. Поиски правды почти всегда являются очень болезненными.

***
Наша жизнь сегодня, это то о чем мы думали вчера.

***
Угол мировоззрения равен углу настроения…

***
Главное прыгнуть с обрыва - по пути у вас обязательно вырастут крылья.

***
Мы никогда не установим гармонию с окружающим миром, пока не примиримся с собой.

« Есть вещи, которые люди не могут понять. С такими вещами никому не хочется иметь дело. На то, что не укладывается в их мировоззрение, люди смотрят как на зло. Пусть непостижимое таким и остается. Разве это плохо?.. »

***
Единственный совет который я слушаю - это не слушать не чьих советов!

***
Сложно принять то, что изменяет картину мира. Невозможно принять то, что разрушает ее. Недешево купить новую. Только творец способен создать свою собственную.

***
Люди глупы не тогда, когда не умны и не начитаны, а тогда, когда упорны в своих заблуждениях.

***
Нельзя показать то, чего сам не видишь, нельзя увидеть то, чего не хочешь видеть.

***
«Только поэты и мечтатели способны сделать мир лучше, даже если весь этот мир умещается в норе под названием Метро. »
Сергей Антонов

***
Для того чтоб изменить мир, иногда достаточно просто поменять своё мировоззрение…

***
Любить весь мир… - одни сочтут наивностью, другие глупостью, третьи широтой души, и только любящий будет удивляться, как можно Не любить мир!

***
Границы моего языка означают границы моего мира.

***
Люди на войне улыбались, а ты жить не хочешь сидя на диване.

***
Не со всякого места и не при всяком положении, можно видеть всю «сцену» и всё «представление».

***
В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

***
Талант без мировоззрения - это здание без фундамента.
Ирина Чижова.

***
Нужно жить НАСТОЯЩИМ. Бессмысленно убиваться о прошлом, его уже нет, и бесконечно мечтать о будущем - оно еще не настало. Уметь наслаждаться настоящим трудно, но возможно.

***
Что главное в жизни? Жить здесь и сейчас, не уповая на то, что завтра станет лучше.

***
Завтра никогда не наступит, всегда будет сегодня, здесь и сейчас!

***
И боль дается нам не для страданий, а для того, чтоб мы нашли в себе Любовь…

***
Мир жесток - даже ступив давим миллионы микробов так давайте жить дружно, иначе задавим друг друга!!!

***
Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь.

***
«Всякое мировоззрение зиждется на вере и на фактах. Вера – важнее, но зато факты – сильнее. И если факты начинают подтачивать веру – беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком. На выбор. »
Борис Стругацкий.

***
Мне почему-то кажется, что мир устроен совсем не так, как вы думаете… А так, как думаю я))

***
« Значение нынешнего мировоззрения стало противоположным: что было плохо, стало хорошо, что было хорошо - исчезло… »
Юрьев Алексей

***
Любящему сердцу хорошо только тогда, когда хорошо тому, кого оно любит…

***
Однажды П. Пикассо на выставке детских рисунков сказал- «Когда-то я мог рисовать как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, что бы научиться рисовать как они!»… дети смотрят на мир открытым чистым взором. Давайте учиться у них;)))

***
Самые мудрые люди - старики и дети… Первые уже получили свои «зачеты», вторые еще не успели задуматься над этим вопросом…

***
Взгляните на мир под другим углом! Возможно, вы увидите что-то новое для себя!

***
Мир настолько испортился, что когда перед тобой чистый искренний человек, ты ищешь в этом подвох

***
Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте: у него их нет и никогда не было…

***
Реально только пространство и движение, всё остальное относительно.

***
Удивительно: как один человек, случайно вошедший в твою жизнь, может в корне изменить её, кардинально изменить твоё окружение, твоё мировосприятие, твои привычки, чувства, твой внутренний мир, мысли, поступки… Всего один человек…

***
Скажу больше, роли порой формируют мировоззрение.
Миронов Евгений Витальевич

***
Всех нас объединяет только Любовь, остальное может быть только похожим или очень похожим… Бог есть Любовь… И чем больше в нас Любви, тем мы ближе… «Близки по духу»… Чем больше в человеке Любви, тем больше воспринимается единство с другими людьми, со всем вокруг…

***
Не хочу Брать от жизни ВСЁ!!! Зачем мне столько неприятностей? Беру только самое ЛУЧШЕЕ!)))

Статусы про мировоззрение

За многими с виду привычными и повседневными словами порой прячутся такие смыслы, которые большинством из нас перестали восприниматься в полном объёме. Любовь, Совесть, Истина, Свобода - за каждым из них у отдельно взятых людей стоит, как правило, своё, зачастую урезанное понимание, а всякие беседы об этом уже философские категории. Но мне бы хотелось заострить внимание на таком понятии, как Мировоззрение. Что это вообще такое, почему формирование правильного мировоззрения так важно для человека и как узнать, что является правильным, а что нет.

Наш мир - объективен. Это значит, что его существование не обусловлено нашими о нём представлениями и знаниями. Вне зависимости от того, появились бы вы на свет или нет, кардинально ничего бы не изменилось, законы физики, математики и природы в целом работали бы абсолютно одинаково. В масштабах вселенной наличие вида человек разумный на планете Земля так же кардинально ничего не меняет, существование звёзд, планет и галактик не наших рук дело и повлиять хоть сколь-нибудь значимо на существование звёздных систем мы не в состоянии. Мы можем лишь изучать эти явления настолько, насколько нам позволяет уровень развития цивилизации. Другими словами - наш мир наделён всей полнотой знаний о самом себе, он объективен и самодостаточен, он именно такой, каким является вне зависимости от наших представлений о нём и никакой другой.

Мировоззрение каждого человека строится из всей совокупности его знаний и представлений об окружающей реальности. Любые факты, теории, законы, алгоритмы, программы, отрасли деятельности и науки, с которыми мы сталкиваемся - это кирпичики, формирующие наши представления о реальности, которая объективна по своей сути. Т.е. мировоззрение - это всего лишь проекция, некий образ объективно существующей реальности в наших головах. Для формирования представлений о мире нам даны пять чувств с определёнными ограниченными спектрами восприятия, а так же разум, который позволяет нам выходить за пределы этих спектров в познании. Сегодня никто не оспаривает существование радиоволн, инфракрасного излучения, радиации, хотя наши чувства не способны их воспринимать. Это результат работы человеческого разума, создавшего вспомогательные приборы и устройства для измерения и использования невоспринимаемых нами, но объективно существующих явлений.

Вопрос правильности мировоззрения состоит в том, насколько соотносится лично ваше представление о мире с тем, каковым он является на самом деле. Это обуславливает качество жизни в целом, независимо от того, задаётесь вы такими вопросами или нет. Критерием же правильности является практика жизни. Многие не желают задумываться о вещах глобальной значимости и охватывать в измышлениях большие категории, но это не значит, что процессы, происходящие в этих категориях не оказывают влияние на конкретно их существование. Во-первых всё взаимосвязано, мир един и целостен. Во-вторых, как говорится, чем больше ложь, тем охотнее в неё верят. Очень часто из-за нежелания подняться выше в своём понимании и посмотреть на проблему/предмет спора/явление с высоты птичьего полёта люди бывают не способны увидеть всей полноты картины, предвидеть последствий своих действий и становятся жертвой масштабного надувательства или просто соучастником неправедного дела в обход собственного сознания.

Какие функции несёт осмысленное формирование мировоззрения. Простой пример. Вы устраиваетесь на новую работу. Для вас там всё новое, вы пока ещё ни с кем не познакомились, вы не знаете, как там всё устроено и заведено, словом ещё не влились в коллектив. По мере пребывания на своём рабочем месте, вы будете всё больше узнавать о структуре компании, о коллективе и взаимоотношениях в нём, построите свои собственные, выработаете какие-то автоматизмы, алгоритмы взаимодействия с сотрудниками и с предметом собственного труда и т.д. и т.п. Чем более детализованнее будет становиться ваше представление о новой работе, тем более эффективно вы начнёте выполнять свои задачи. Большее понимание среды обуславливает бОльшие возможности в принятии собственных решений, даёт способность реагировать на внештатные ситуации и оценивать свои действия и возможности наперёд предвосхищая последствия. Иначе говоря, в целом понимание среды повышает эффективность вашего труда на рабочем месте.

Аналогичный процесс, но длиною в жизнь, можно назвать мировоззренческим становлением. Отличается он от адаптации на новом рабочем месте исключительно своим масштабом и длительностью. Каждый человек способен распознать процесс, периодичностью в один час, день, неделю, месяц. Изменения в рамках подобных процессов происходят быстро, по отношению к длительности жизни человека, и потому видны и осмысляемы. Такие процессы называются высокочастотными. Гораздо сложнее объять и осмыслить так называемые низкочастотные процессы, которые длятся десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. По отношению к человеческой жизни, процесс становления мировоззрения - низкочастотный, потому многими не осмысляется, как важный, а иногда и вообще как существующий.

В рамках планеты, система управления обществом в целом поддерживает алгоритм разобщения всех со всеми. Иногда это называют принципом "разделяй и властвуй". Образовательная система "для всех" не учит нас воспринимать мир единым и целым, а реализует прямо противоположные цели - не дать сформировать единую картину мира. Все предметы и науки изучаются оторванными друг от друга, а разрозненные факты и даты образуют в голове такую бесформенную кашу, что мир нам представляется одной большой лотереей, где всё случайно и непредсказуемо, а цивилизация развивается спонтанно и хаотично, сама собой. В быту мировоззрение, сформированное подобным образом называется "калейдоскопичным" и является абсолютно не состоятельным для полноценной и осознанной жизни в обществе в виду неспособности обладателями такого мировоззрения видеть дальше своего носа. Управление долговременными низкочастотными процессами для них недоступно, т.к. в таком представлении о мире отсутствуют всякие взаимосвязи и закономерности, на основании которых можно было бы вести подобную деятельность.

Альтернативой такому воззрению является "мозаичная" модель миропонимания. Осознание целости и неделимости окружающей нас действительности, где всё обусловлено всем, где каждый процесс является результатом одних и причиной других явлений и действий. Где любая случайность, как правило оказывается непознанной закономерностью. Где кубики, из которых строится наше представление о действительности, образуют единую картину и даже если в какой-то области кубиков-знаний не хватает, то это не меняет картины в целом, а наличие недостающих кубиков сделает уже существующую картину более детализированной.

В этой модели есть так же очень важный нюанс. Мы с вами всего лишь одна из многочисленных форм жизни. Нас уже семь миллиардов, и мы неотъемлемая часть этого единого и целостного мира. Мозаика мировосприятия по определению не может строиться от собственного "Я", поскольку это создаёт противоречие с единством всего и вся, при таком понимании на Земле было бы семь миллиардов разных мозаик, но по факту мы все лишь разноцветные стёклышки одного большого витража. Мы можем только догадываться, что или кто является венцом всего существующего, некая наивысшая форма сознания, от которой по иерархии вниз распространяются все формы жизни во вселенной. Глупо считать, что человек является таковым хотя бы потому, что мы ограничены пятью чувствами, что мы никогда не узнаем, сколько объективно существует на свете явлений, недоступных нашему пониманию.

Невозможно переоценить важность крепости и стройности мировоззрения для человека. Чем больше мы стремимся познавать и узнавать о нашей действительности, чем больше общего наша картина мира имеет с объективной реальностью, тем меньше проблем и противоречий будет поджидать нас на жизненном пути. Образ бытия, как проекция объективной картины мира на плоскость сознания, подразумевает собой плоскую картину. Для более полного представления этой многомерной картины мира следует менять точку зрения, исходные позиции. Если все наши знания не рассыпаны как попало, а взаимосвязаны и упорядочены в единое целое, то при взгляде, скажем, с иных масштабов восприятия, вместо того, чтобы рассыпаться на мелкие составляющие, она только приобретёт новые детали, станет объёмной, интерактивной.

К примеру, мы можем освободиться от многих глобальных капканов и заманух наподобие алкоголя и табака просто взглянув на явление с разных мировоззренческих позиций. Всем доподлинно известно, что это вредно. Но не все осознают, что это яд и уж совсем немногие распознают их, как оружие геноцида, целенаправленно внедрённое в общество циничными владыками мира сего по принципу "разделяй и властвуй" для подрыва генофонда и блокирования личностного потенциала развития каждого из нас, выкашивающее сотни тысяч наших сограждан ежегодно. Три взгляда на явление, вред - яд - оружие геноцида, являются различными по масштабам, но только осознание последнего самого объемлющего по сути взгляда, даёт наиболее полное понимание сути данного явления и целей, которые оно осуществляет. Это лишь один пример. Чем осознаннее и осмысленнее человек подходит к пониманию окружающего мира, тем сложнее становится его обмануть не только по мелочи, но и по крупному.

В век интернета возможности самообразования по истине безграничны. В отличие от телеканалов и газет, где информация проходит массу фильтров, прежде чем попасть на экран или разворот, интернет не имеет главного редактора и информацию можно получать из первых уст. Мы больше не жрём, что дадут, мы свободны выбирать. Учитесь и развивайтесь!

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

Мировоззрение - это система взглядов и принципов человека, его понимание окружающего мира и место в этом мире. Мировоззрение обосновывает жизненную позицию индивида, его поведение и поступки. Мировоззрение напрямую связано с деятельностью человека : без него деятельность не имела бы целенаправленный и осмысленный характер.

Первым философом, обратившим внимание на мировоззрение, был Кант. Он именовал его как миросозерцание .

Примеры мировоззрения рассмотрим при разборе его классификации.

Классификация мировоззрений.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей :

  1. Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество - главный элемент мифологического типа мировоззрения.
  2. Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе - адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда - разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
  3. Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент - стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.

Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.

  1. Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
  2. Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
  3. Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
  4. Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
  5. Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее - в обществе, которое становится в центре мировоззрения.

При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.

Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути - это разновидность мировоззрения, его частное проявление.

В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании - передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.

При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как